Учебный план по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся задержкой психического развития на 2023-2024 учебный год

P(D

Vnpawenue o6pasoBanprt a.u\dnHLrcrp ar\nvlleprvrcroro MyHrrqz[€rJrbHoro oKpyra
MynzqznalrbHoe aBroHoMHoe o6qeo6pasonareJrbHoe yqpexAeHre
<)

flpunaro rrasace alnw
lle4arorr.ruecKoro coBera

flporoxor

J\b

_1_ or 31 anryqa2023r.

. Kauencrr.rx

ceurx6pa 2023 r.

)^IEBHbIIZ IJIAH

no aAanrrrpoBaHHofi ocHoBHofi o6qeo6pasonareJrbHofi rrporpaMMe
o6paron anufl o6yu a ro trlux cfl 3aA eplnr(ofi ncuxnqecrcoro pa3Bnrrrfl
na 2023-2024 yqe6nbrfi roA

Пояснительная записка
Учебный план как структурный элемент адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования и основного общего образования (АООП НОО
и АООП ООО) сформирован в соответствии с ее целевыми ориентирами, призван
обеспечить реализацию прав граждан на качественное образование в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации.
Нормативно-правовая основа формирования учебного плана.
Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Кондратовская средняя школа» на 2023/2024 учебный год сформирован на основе
следующих нормативных документов:

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
года №273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 №373, с изменениями от 11.12.2020 №712 (далее – ФГОС
начального общего образования);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897, с изменениями от 11.12.2020 №712 (далее – ФГОС
основного общего образования);

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 №413, с изменениями от 11.12.2020 №712 (далее – ФГОС среднего
общего образования);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254, с изменениями от
23.12.2020 №766;

Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.06.2016 № 699;

Письмо Министерства образования и науки России от 19.11.2010 № 6842-03/30
«О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки
обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об
изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы
духовно-нравственной культуры народов России"»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г.
№569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г.
№568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г.
№732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.
№372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.
№370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015 №НТ-670/08
«Методические рекомендации по организации самоподготовки обучающихся при
осуществлении образовательной деятельности»;
- Санитарные правила:
1) Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);
2) Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
3) Письмо Министерства образования РФ от 01.06.2001г. № 22-06-770 «О соблюдении
Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в
образовательных учреждениях».
 Федеральной адаптированной образовательной программе начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Министерства
Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1023);
 Основной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития МАОУ «Кондратовская средняя
школа»;
 Основной образовательной программы основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития МАОУ «Кондратовская средняя школа»;

Устава МАОУ «Кондратовская средняя школа».
Общая характеристика учебного плана
Учебный план МАОУ «Кондратовская средняя школа», реализующего адаптированную
основную образовательную программу начального и основного общего образования
обучающихся с ЗПР, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования
перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план:
 фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
 определяет перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию;
 распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
В 2023 - 2024 учебном году в учебном плане, разработанном для обучающихся по
адаптированной программе с задержкой психического развития реализуется Федеральный
государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку
психического развития (ЗПР), в соответствии с заключением и рекомендациями ПМПК

организована образовательная деятельность по утвержденной адаптированной
основной образовательной программе начального общего образования по вариантам 7.1 и
7.2.
Продолжительность обучения по варианту 7.1 составляет в начальной школе - 4 года,
вариант 7.2 реализуется в пролонгированные сроки за счет введения 1-го дополнительного
класса, срок обучения – 5 лет.
Срок обучения на уровне основного образования – 5 лет.
Оба варианта предполагают, что обучающиеся с ЗПР получают образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
В учебном плане представлены десять предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей, обучающихся с ЗПР.
Обучение носит коррекционно-развивающий характер и ведется с учетом решения
основных задач:

обучение и воспитание детей с задержкой психического развития, у
которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития
наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности
психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной
регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость;

обеспечение коррекции психического развития и эмоционально-волевой
сферы, активизации познавательной деятельности.
Для решения этих задач предусмотрены занятия коррекционно-развивающей области.
Учебный план сохраняет преемственность образовательных и коррекционноразвивающей областей, обеспечивающий усвоение обучающимися образовательной
программы с учетом коррекции индивидуальных особенностей развития ребенка для
дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
В обязательной части полностью реализуются ФГОС НОО и ООО, что гарантирует
овладение выпускниками образовательного учреждения необходимым минимумом знаний и
обеспечивает возможность продолжения образования.
В МАОУ «Кондратовская средняя школа» используется следующая форма интеграции
с особыми образовательными потребностями - обучение в общеобразовательном классе по
программам для общеобразовательных классов и организация психолого – педагогических
коррекционных занятий.
При обучении детей с задержкой психического развития на начальных этапах
организована работа учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога,
занимающихся с детьми в условиях групп коррекционно-педагогической поддержки.
При организации индивидуально-групповых занятий по ликвидации имеющихся или
предупреждению возможных пробелов в знаниях учителем-предметником составляется план
коррекционной работы в соответствии с выявленными по материалам педагогической
диагностики школьными затруднениями ученика. Временной режим работы с ребенком
определяется в зависимости от результатов коррекционной работы.
Реализация учебного плана начального общего образования МАОУ «Кондратовская
средняя школа» в 2023-2024 учебном году осуществляется по Федеральным
образовательным системам» (1-4 классах). Изучение учебных предметов на уровне НОО и
ООО организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни
учебников, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации.
Образовательная область «Русский язык и литература» представлена предметами
«Русский язык» и «Литература». В предметную область «Иностранный язык» введен
учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения, которого у обучающихся с
ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного
языка в жизни современного человека. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт

использования иностранного языка как средства межкультурного общения. Изучение
учебного предмета «Иностранный язык» начинается со 2-го класса. На его изучение
отводится 2 часа в неделю. При проведении занятий по предмету
«Иностранный язык» классы делятся на группы.
Образовательная область «Математика и Информатика» представлена предметом
«Математика» в 3-6 классах, в 7-9 классах предметами «Алгебра» и «Геометрия» и
предметом «Информатика» в 7-9 классах.
Образовательная область «Обществознание и естествознание» представлена учебными
предметами «Окружающий мир» в 3-4 классах, «История» и «География» в 5-9 классах,
предметом «Обществознание» в 6-9 классах.
Образовательная область «Естественно-научная» представлена учебными предметами
«Биология» в 5-9 классах, предметом «Физика» в 7-9 классах, предметом «Химия» в 8-9
классах.
Образовательная область «Трудовая подготовка» - предметом «Технология».
Образовательная область «Искусство» представлена учебными предметами
«Изобразительное искусство» и «Музыка».
Образовательная область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» представлена учебными предметами «Адаптивная физическая
культура» в 3-9 классах и «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе.
Помимо обязательной части, реализуется часть, формируемая участниками
образовательных отношений: коррекционно-развивающие занятия, курсы по выбору и
факультативные занятия.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся.
Она обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к удовлетворению особых
образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, обусловленного диапазоном различий
внутри данной нозологической группы.
Дифференцированный подход находит отражение в индивидуализации содержания
специальных образовательных условий, определяемых на психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации применительно к каждому обучающемуся с ЗПР.
По решению образовательная организация вправе дополнять коррекционно- развивающую
область курсами и коррекционно-развивающими занятиями, необходимыми
для
преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей
обучающегося с ЗПР. Возможным является вариативность в выборе формы проведения
занятий (индивидуальная или групповая) и/или их чередование, а также их количественное
соотношение.
Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, а также с целью обеспечения различных интересов обучающихся, могут
разрабатываться с участием родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, формы образования). Индивидуальный учебный план (далее
ИУП) позволяет сделать образовательный процесс более гибким и подвижным, он
предоставляет возможность для образовательной организации использовать вариативные
образовательные модели, подстраиваемые под конкретного обучающегося с ЗПР.
Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или
группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации в
соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР. ИУП фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося, название и структуру предметной
области, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным предметам.
Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется
образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного
плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.
Форма реализация ИУП могут быть различны: учебные занятия в классе с другими
обучающимися, индивидуальные или групповые занятия. Возможна реализация программы

по ИУП с использованием дистанционных образовательных технологий и онлайн-обучения,
осуществляемых
с
применением
информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии
обучающегося и педагога. Допустима реализация очно-заочной формы получения
образования с применением электронного обучения.
Индивидуальный учебный план составляется на определенный срок, обычно на один
учебный год. Организация обучения по ИУП оформляется приказом руководителя
образовательной организации на основании письменного заявления родителей (законных
представителей). Решение о необходимости перевода ребенка на ИУП принимается на
психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. В заявлении
указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный
план, а также могут содержаться пожелания родителей (законных представителей) по
индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных
учебных предметов, курсов).
При реализации ИУП могут использоваться различные технологии обучения, а также
формы образования. Может использоваться сетевая форма образования при наличии
договора о сетевом взаимодействии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего образовательные интересы и
потребности обучающихся, их родителей (законных представителей) и образовательной
организации; определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в 5 - 9 классах.
Учебный процесс в 5 – 6 классах организован в режиме 5-дневной рабочей недели,
поэтому данная часть в пределах максимально допустимой недельной нагрузки составляет
для 5 - 6 класса 1 час в неделю, для 7 классов – 2 часа в неделю, для 8 - 9 классов – 3 часа в
неделю.
В рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, в 5 – 8
классах часы выделены на изучение курсов по выбору с целью обеспечения образовательных
потребностей и интересов обучающихся. В 5 – 8 классах предполагается выбор
обучающимися курсов по следующим направлениям: филология, математика и информатика,
искусство, гражданско-патриотическое, физкультурно-спортивное, проектная деятельность.
Для поддержки гуманитарной направленности образовательной программы в 9 классах
выделяется 0,5 часа в неделю на изучение предмета «Родной язык», 0,5 часа – на изучение
предмета «Родная литература», 1 час – на изучение предмета «Второй иностранный язык»
(французский язык). Французский язык вводится с целью дать основы второго иностранного
языка на уровне пропедевтики в объёме 34 учебных часов.
Изучение русского языка как родного вводится с целью удовлетворения потребности
школьников в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней.
Формы промежуточной аттестации
Аттестация обучающихся организуется по итогам учебного года.
Формы промежуточной аттестации обучающихся по классам и предметам установлены
в соответствии с действующим Положением о порядке осуществления текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Контрольно-оценочная процедура предполагает непосредственное участие в ней
обучающегося.
При организации четвертной/полугодовой промежуточной аттестации вычисляют
среднее арифметическое текущих отметок. Контрольно-оценочная процедура по итогам
четверти в качестве промежуточной аттестации не предполагается.

При организации годовой промежуточной аттестации вычисляют среднее
арифметическое четвертных (полугодовых) отметок и отметки за контрольную работу в
качестве промежуточной аттестации в конце года. Контрольно-оценочная процедура
проводится во 5 – 8, 10 классах по итогам года в качестве промежуточной аттестации.
По
итогам
контрольно-оценочных
процедур
обучающиеся,
получившие
неудовлетворительные отметки, имеют право на повторную промежуточную аттестацию в
резервные дни, указанные в графике.
Класс

4

Предмет
Русский язык

Форма промежуточной аттестации
Контрольный
диктант
с
грамматическими
заданиями/ контрольный тест
Математика
Итоговая контрольная работа/тест
Литературное чтение
Итоговая контрольная работа/тест
Английский язык
Итоговая контрольная работа/тест
Сдача нормативов по физической культуре/тест
1, 2, 3, Физическая культура
Музыка
Итоговая контрольная работа /творческая работа
Изобразительное
Итоговая контрольная работа /творческая работа
искусство
Технология
Итоговая контрольная работа/ проект
Окружающий мир
Итоговая контрольная работа/тест
ОРКСЭ
Собеседование/ защита проектов

Формы контрольно-оценочных процедур
Клас

Предмет

Форма промежуточной аттестации

с
Русский язык

Контрольный
диктант
с
грамматическими
заданиями/ контрольный тест
алгебра, Итоговая контрольная работа/тест

Математика,
геометрия
Литература
Английский язык
Всеобщая
история,
история России
Обществознание
5, 6,
География
7, 8
Биология
Физика
Химия
Физическая культура
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
ОБЖ
Информатика
ОДНКНР

Итоговая контрольная работа/тест
Итоговая контрольная работа/тест
Итоговая контрольная работа/тест
Итоговая контрольная работа/тест
Итоговая контрольная работа/тест
Итоговая контрольная работа/тест
Итоговая контрольная работа/тест
Итоговая контрольная работа/тест
Сдача нормативов по физической культуре/тест
Итоговая контрольная работа /творческая работа
Итоговая контрольная работа /творческая работа
Итоговая контрольная работа/ проект
Итоговая контрольная работа/ тест
Итоговая контрольная работа/тест
Собеседование/ защита проектов

Недельный учебный план обучающихся 1-3 классов
по адаптированной основной общеобразовательной программе начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1.)
2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Обязательная часть
Русский
язык
литературное чтение
Иностранный язык

и Русский язык
Литературное чтение
Иностранный
язык
(английский)
Математика и информатика Математика
Обществознание
и Окружающий мир
естествознание
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая культура
Физическая культура
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Ритмика
Модульная программа
по физической культуре
Максимально допустимая недельная нагрузка
Коррекционно-развивающая область⃰

Класс

Итог
о
3дж

1б

2кз
з

5
4
-

5
4
2

5
4
2

15
12
4

4
2

4
2

4
2

12
6

-

-

-

1
1

1
1

1
1

3
3

1
2
20

1
2
22

1
2
22

3
7
64

1
-

1

1

1
2

21
1б

23
2к

23
3дж

67

2
2
1

2
2
1

2
2
1

6
6
3

5

5

5

15

10

10

10

30

з
Занятие с логопедом
Занятие с психологом
Занятие с педагогом
дефектологом
Направления внеурочной деятельности (исключая
коррекционно-развивающую область)
Итого:

⃰ Коррекционно-развивающая область.
Занятия реализуются за счет часов внеурочной деятельности и не входит в максимально
допустимую недельную нагрузку.

Недельный учебный план обучающихся 1 дополнительного класса
по адаптированной основной общеобразовательной программе начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2.)
2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Класс
1 доп.
деж

Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
Основы религиозных культур
светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный
язык
(английский)
Математика
Окружающий мир
и Основы
религиозных
культур и светской этики
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)

Коррекционно-развивающая область⃰
Занятие с логопедом
Занятие с психологом
Занятие с учителем-дефектологом
Направления внеурочной деятельности
(исключая коррекционно-развивающую область)

5
4
4
2
1
1
1
3

21
21
5
1
2
2
3

Коррекционно-развивающая область.
Занятия реализуются за счет часов внеурочной деятельности и не входит в максимально
допустимую недельную нагрузку.

Недельный учебный план обучающихся 6-9 классов по адаптированной
основной общеобразовательной программе основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
2023-2024 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
6аж
7з
8абвг
9абв
е
Обязательная часть
Русский язык и литература
Русский язык
6
4
3
3
Литература
3
2
2
3
Иностранный язык
3
3
3
3
Иностранные языки
Математика и информатика
Математика
5
Алгебра
3
3
3
Геометрия
2
2
2
Вероятность и статистика
1
1
1
Информатика
1
1
1
Общественно-научные предметы
История
2
2
2
2
Обществознание
1
1
1
1
География
1
2
2
2
Естественно-научные предметы
Физика
2
2
3
Химия
2
2
Биология
1
1
2
2
Основы
духовно-нравственной
ОДНКНР
культуры народов России
Искусство
Музыка
1
1
1
Изобразительное искусство
1
1
Технология
Технология
2
2
1
1
Физическая культура и основы ОБЖ
1
1
безопасности жизнедеятельности
Адаптивная
физическая
2
2
2
2
культура
Итого
28
30
31
32
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
2
2
2
1
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
30
32
33
33
Коррекционно-развивающая область *

Количество часов в неделю
6
7
8
9
2
2
2
2
1
2
1
2
2
1
2
1
5
5
5
5
(исключая 5
5
5
5

Занятия с логопедом
Занятия с психологом
Занятия с учителем-дефектологом
Итого:
Направление
внеурочной
деятельности
коррекционно-развивающую область)
*
Коррекционно-развивающая область Занятия реализуются за счет часов внеурочной
деятельности и не входит в максимально допустимую недельную нагрузку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».