Учебный план по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 на 2023-2024 учебный год

PO
VupanneHue o6pasoBanvrs. aAMr{Hr{crpar\uullepnrcroro MyHrdrlu[aJrbHoro oKpyra
MynzqunaJlbHoe aBToHoMHoe o6qeo6pasonareJrbHoe yqpe)KAeHr4 e
<)
flpunxro

Ha 3aceAaHr.rur

fleAaroruqecKoro coBera

flpororor

J\b

_1_ or 31 anrycra2}23r.

)^IEEHbII4 IIJIAH
no aAarrrrrpoBaHHofi ocHoBHofi O6qeOdparonareJrbHofi rporpaMMe
o6pas on alnIafl o byuarouuxcfl c Jrermofi yvr crneHnoft orcTaJrocTb
(unre"rr"uemTyaJrbnbrMn Hapyruenunvru)o napnaHr l.
Ha 2023-2024 yqedHbrfi roA

Пояснительная записка
Нормативно – правовое обеспечение учебного плана:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утвержден
приказом Минобрнауки России №1599 от 19.12.2014г.
3. Федеральной адаптированной образовательной программе начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Министерства Просвещения
РФ от 24 ноября 2022г. № 1023);
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования”
5.Постановление главного государственного санитарного врача Российской
федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил 2.4 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрированы в Минюсте России 18
декабря 2020 г., регистрационный номер 61573.
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. №2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания".
Учебный план МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ОВЗ
реализует АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки для обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Цель реализации учебных планов варианта 1 образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) срок обучения определен по 1 варианту
(9 лет) Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), с учетом особенностей психофизического развития обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся у них особых
образовательных потребностей и как наиболее оптимальный для получения общего
образования и допрофессионально-трудовой подготовки, необходимых для социальной
адаптации и реабилитации учащихся.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в
соответствии со сроками, установленными годовым учебным графиком МАОУ
«Кондратовская средняя школа».
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены предметные области и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.

Учебный план определяет общие требования при разработке содержания
образования, требования к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план для учащихся состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является
ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования
черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать
полезными членами общества. В обязательную часть включены образовательные области
и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции
познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В этой части
особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению
элементарных основ математики, предметов из естествоведческого цикла. Каждая
образовательная область учебного плана реализуется системой учебных предметов,
неразрывных по своему содержанию с учетом принципа преемственности начального и
основного образования.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными
областями:
Предметная область «Язык и речевая практика»:
Предметная область «Математика»:
Предметная область «Естествознание»
Предметная область «Человек и общество»
Предметная область «Искусство»:
Предметная область «Физическая культура»:
Предметная «Технология».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося, а также индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое
на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся
использовано: для организации факультативных курсов:
Краткосрочные курсы. Профессиональные пробы (7-9 класс)-1 ч.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (психокоррекционными, логопедическими и занятия с
дефектологом,). коррекционные занятия с педагогом -дефектологом направлены на
сенсорное и сенсомоторное развитие, готовность к восприятию учебного материала,
формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
На логопедических занятиях работа проводится по направлениям: развитие всех сторон
речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной
речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие

коммуникативной функции речи, расширение представлений об окружающей
действительности, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). В ходе
психокорреционных занятий применяются разные формы взаимодействия с
обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана 5-9 классов
представлено курсами:
- «Развитие психомоторики и сенсорных процессов, развитие эмоционально волевой
сферы, коммуникативных навыков. Профориентация»,
- «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи,
коммуникативных навыков»,
- «Коррекционно-развивающая занятия с учителем-дефектологом»
Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми
группами обучающихся. Учитывая дефект каждого конкретного ребенка, направлены на
его индивидуальное сопровождение, коррекцию и педагогическую поддержку.
Основные направления работы:
развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация
сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального
состояния,
формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в
себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); развитие
коммуникативной сферы и
социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие
навыков социального поведения).
Обучение имеет:
практическую направленность
коррекционная направленность является ведущей
учитывается воспитывающая роль обучения, формирование черт
характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать
полезными членами общества
психолого-педагогическая поддержка обучающихся в образовательной
деятельности.
В целях сохранения физического и психического здоровья детей, повышения
социально-психологической защищенности обучающихся, организации охранительного
режима учебной деятельности вся образовательная деятельность строится на основе
комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
В рамках индивидуализации обучения учащиеся во внеурочное время посещают
внеклассные мероприятия, что позволяет сформировать коммуникативную культуру детей
и социальные навыки, вызвать познавательный интерес, обеспечить удовлетворение
образовательных потребностей подростков. Формы промежуточной аттестации
представлены в Приложении 1.

Приложение 1

Формы промежуточной аттестации по итогам учебного года
Предмет
Русский
язык
Математика

Класс
5
6
7
Диктант
с Диктант
с Диктант
с
грамматическим грамматическим грамматическим
заданием
заданием
заданием
Контрольная
Контрольная
Контрольная
работа
работа
работа

8
Диктант
с
грамматическим
заданием
Контрольная
работа

9
Диктант
с
грамматическим
заданием
Контрольная
работа

По остальным предметам учебного плана промежуточная аттестация будет заключаться в
выставлении средней отметки по итогам учебного года, исходя из отметок по частям
образовательной программы (за 4 учебные четверти).

Недельный учебный план
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), (вариант 1)
1 класс
Предметные области

Учебные предметы

Итого
1в

Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
Физическая культура
Технология

Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека

3
3
2
4
2

3
3
2
4
2

Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая
культура
Ручной труд

2
1

2
1

2

2

2
21
-

2
21
5

21

21

6

6

2
2
2

2
2
2

6
4

6
4

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область⃰ (коррекционные
занятия и ритмика)
Занятие с логопедом
Занятие с психологом
Занятие с учителемдефектологом
Итого:
Направление внеурочной деятельности ( исключая
коррекционно-развивающую область)

Недельный учебный план
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), (вариант 1)
5-9 классы
Предметные области

Учебные предметы

Класс

Итого

Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Человек и общество

Искусство

Физическая культура
Технология

Русский язык
Чтение (литературное
чтение
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социальной
жизни
Мир истории
История Отечества
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая
культура
Профильный труд

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Краткосрочные курсы. Профессиональные пробы
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область⃰
(коррекционные занятия и ритмика)
Занятие с логопедом
Занятие с психологом
Занятие с учителемдефектологом
Итого:
Направление внеурочной деятельности ( исключая
коррекционно-развивающую область)

6е

7вджз

8бж

9гв

4
4

4
4

4
4

4
4

16
16

4
2
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

13
3
2
6
8
8

2
-

2
-

2
-

2
-

2
6
-

2

2

2

2

8

6
28
2

7
28
1

7
28
1

7
28
1

27
112
5

30

1
30

1
30

1
30

3
120

6
6

7
6

8
6

9
6

24

2
2
2

2
2
2

1
3
2

1
3
2

6
10
8

6
4

6
4

6
4

6
4

24
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».