Индивидуальный учебный план по АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ( вариант 2) на 2023-2024 учебный год

PO
VupanneHne o6paroBanur aAMllHucrpa\vuflepucroro MyHr/rqun€urbHoro oKpyra
MynuquuzlJrbHoe aBToHoMHoe o6u1eo6pa:onareJrbHoe r{pexAeHr,re
<)

flpranrro Hasace4anwfi
IleAarornqecKoro coBera
flpororor }lb _1_ or 31 aarycra2}23r.

rLwrLBtrAyAJrbHbrfr
YqEEHbIfrnJIAH
rro, qAa
aAarrrrrpoBaHHoft
rr r nl,r.rD.f tr t|urr ustrut'ttrrn
ocHOBHOft o6rqeo6pasoBaTeJrbHofi
uurqeoopa3oBargJrbHorr llporpaMMg
odparon anufl odyuaroquxcfl c yMepeHHofi , Tfl)KcJrofi o r"rrydoKofi
yMcTB eH Ho ft oTcTaJr o crb ro (u Hre.nn eKTyaJrb H brMrr H apyuen r.rnnau),
rsxdnslMll I{ MH o}KecrBeHHbr M[r Hapym eHrrfl Mrr pa3Br{Trrfl

(napnaHr 2)
sa 2023-2024 yuedHrrft roA

Пояснительная записка
Учебный план МАОУ «Кондратовская средняя школа» для индивидуального обучения на дому
обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего
образования

обучающихся

с

умеренной,

тяжелой

и

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития , вариант 2 на
2023-2024 учебный год составлен в соответствии с перечнем нормативно – правовых документов:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012 года. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
федерации» (в новой редакции).
2. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
3.

Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья.
4.

Федеральной адаптированной образовательной программе начального общего образования для

обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1023)
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред.
приказа от 17.07.2015 №734) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
В 2023-2024 учебном году организуется индивидуальное обучение на дому обучающихся 5, 6
классов по АООП ООО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития, вариант 2.
Основание для осуществление индивидуального обучения на дому - рекомендация врачебной
справки. В силу особенностей психофизического развития и трудностей в усвоении учебных предметов
составлен индивидуальный учебный план с участием родителей (законных представителей).

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области «Язык и речевая
практика»,

«Математика»,

«Окружающий

мир»,

«Искусство»,

«Физическая

культура»,

«Технологии», «Коррекционно-развивающие занятия».
Предметная область «Язык и речевая практика» представлен в учебном плане
предметом

«Речь

и

альтернативная

коммуникация».

Цель

обучения

–

формирование

коммуникативных и речевых навыковс использованием средств вербальной и невербальной
коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими
разделами:

«Коммуникация»,

«Развитие

речи

средствами

вербальной

и

невербальной

коммуникации», «Чтение и письмо». Раздел «Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Раздел «Чтение и
письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные
навыки чтения и письма. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной
работе,

осуществляются

коррекционно-развивающие

занятия,

где

также

формируются

коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной
коммуникации.
Предметная

область

«Математика»

представленная

учебным

предметом

«Математические представления».
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умений и
применение их в повседневной жизни. Примерная программа построена на основе следующих
разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о
величине», «Пространственные представления», «Временные представления». 8 Кроме того, в
рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с
обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся,
для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в
индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный
план.
Предметная область «Окружающий мир» представлена в учебном плане предметами
«Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство», «Окружающий социальный мир».
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на
формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой,
неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и
явлениях

неживой

природы,

формирование

временных

представлений,

формирование

представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими
разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты
неживой природы».
В

рамках

коррекционно-развивающих

занятий

возможно

проведение

занятий

с

обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений
о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в

процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о
себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
С

обучающимися

старшего

возраста

формирование

навыков

самообслуживания

осуществляется в рамках коррекционно-развивающих занятий. Цель обучения учебному предмету
«Домоводство» – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой
деятельности.
Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение
действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории,
уходу за вещами.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами»,
«Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и
территории». Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет
планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться
на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с
явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена
следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта»,
«Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна»,
«Традиции и обычаи».
В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного
материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной
индивидуальной работе.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка и
движение», «Изобразительная деятельность». На уроках «Музыка и движение» развивается не
только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный
слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение»,
«Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
В системе коррекционно-развивающих занятий также возможно использование элементов
музыкального воспитания в дополнительной индивидуальной работе с обучающимися.
Целью обучения «Изобразительной деятельности» является формирование умений
изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений

пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами,
обучение изображению

(изготовлению) отдельных

элементов, развитие художественно-

творческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование»,
«Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у
ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления, развивать самостоятельность.
Предметная область «Физическая культура» в учебном плане представлена предметом
«Адаптивная физкультура».
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной
активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных
навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на
лыжах, плавать, 10 играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей,
профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает: «Коррекционные подвижные
игры», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка»
Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и
спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения
взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. Раздел «Физическая подготовка»
включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Предметная область и учебный предмет «Коррекционные занятия» направлены на
коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование
социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного
поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических
образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и
коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и
представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие
индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Предметная область «Коррекционные курсы» представлена в учебном плане курсами
«Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие»,
«Альтернативная коммуникация».
Целью обучения курса «Сенсорное развитие» является обогащение чувственного опыта в
процессе

целенаправленного

систематического

воздействия

на

сохранные

анализаторы.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей

действительности. Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное
восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха»,
«Восприятие вкуса». Целью обучения курса «Предметно-практические действия» является
формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и
материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами»,
«Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают
действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие
как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных
видах 11 продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой
деятельности, самообслуживании.
У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций,
значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к
движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий
курса «Двигательное развитие».
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся
движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение
новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств
реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях,
которые проводятся учителями адаптивной физкультуры.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не
владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и
искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с
использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой
частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения
могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в
случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы курса «Альтернативная
коммуникация» являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,
овладение

выбранным

средством

коммуникации

и

использование

его

для

решения

соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав
и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Вариант 2 АООП

обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может включать как один,
так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР),
разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный
учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы,
которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного
обучающегося. Общий объѐм нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем,
предусмотренный учебным планом АООП.
Продолжительность учебного года с 1-8, 10 классы составляет 34 учебные недели. Обучение на дому
обучающихся с ОВЗ организуется в режиме пятидневной недели в первую смену. Образовательная
недельная нагрузка равномерно распределяется в течение всей учебной недели. Продолжительность
уроков составляет 20-30 минут.
Каникулы для детей с ОВЗ по адаптированной программе для детей с ОВЗ ЗПР и
адаптированной программе для детей с ОВЗ УО проводятся в соответствии с календарным учебным
графиком ОО.
Организация промежуточной итоговой аттестации по итогам года
Промежуточная

аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, вариант 2. представляет собой
оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного
года и осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за
выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения.
Учебный

план

включает

обязательную

часть

и

часть,

формируемую

участниками

образовательных отношений, а также часы коррекционной подготовки.
Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся реализуется преимущественно
за счѐт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей,

Учебный план индивидуального обучения на дому в 5-6-х классах для детей с
умственной отсталостью (нарушение интеллекта) – включает общеобразовательные предметы,
содержание которых приспособлено к возможностям учащихся с проблемами здоровья, а также
коррекционно- развивающих курсов.
Индивидуальные учебные планы данных обучающихся представлены ниже.

Недельный учебный план
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2)
5-9 классы
Предметные области
Обязательная часть
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир

Искусство

Учебные предметы

Речь и альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная физкультура
Профильный труд

Физическая культура
Технология
Итого
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционные курсы:
1.Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3.Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Направление внеурочной деятельности исключая
коррекционно-развивающую область)

Класс

Итого

5

6

3

3

6

2

2

4

2

2

4

2
3
2

1
5
2

3
8
4

3
3

2
3

5
6

3
23
29

2
2
24
30

5
2
47
59

4
1
1
1
1
6

4
1
1
1
1
6

8
1
1
1
1
12

⃰ Коррекционно-развивающая область.
Занятия реализуются за счет часов внеурочной деятельности и не входит в максимально
допустимую недельную нагрузку.

Индивидуальный учебный план (на дому)
по адаптированной основной общеобразовательной программе
обучающегося с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2)
5 класс (5 год обучения)
на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Класс
5д

Обязательная часть
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир

Искусство

Речь и альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность

Итого
Коррекционные курсы:
1.Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3.Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Направление внеурочной деятельности исключая
коррекционно-развивающую область)

1
2
1
1
1
0,5
0,5
7
4
0,5
0,5
0,5
0,5
2

⃰ Коррекционно-развивающая область.
Занятия реализуются за счет часов внеурочной деятельности и не входит в максимально
допустимую недельную нагрузку.

Индивидуальный учебный план (на дому)
по адаптированной основной общеобразовательной программе
обучающегося с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2)
6 класс (7 год обучения)
на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Класс
6ж

Обязательная часть
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир

Искусство

Речь и альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность

Итого
Коррекционные курсы:
1.Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3.Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Направление внеурочной деятельности исключая
коррекционно-развивающую область)

1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2

⃰ Коррекционно-развивающая область.
Занятия реализуются за счет часов внеурочной деятельности и не входит в максимально
допустимую недельную нагрузку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».