Аннотации к адаптированным рабочим программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2023-2024 учебный год

МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Аннотации к адаптированным рабочим программам начального и основного общего образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
1-4 классы
Предмет
Русский язык

1в

Класс

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе Федеральной
рабочей программы
Русский язык. (Обучение грамоте). для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1,)
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями
в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации
обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации ФАООП и
заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе
Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для
изучения в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ФАООП (вариант 1) являются его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном
ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной
связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к
использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту
жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит
элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является
принцип коммуникативной направленности.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.

Чтение

Речевая практика

1в

1в

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе Федеральной
рабочей программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1)
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями
в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации
обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта подготовки их к жизни в современном
обществе
Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для
изучения в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ФАООП (вариант 1) являются его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном
ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной
связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к
использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту
жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит
элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является
принцип коммуникативной направленности.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе
Федеральной рабочей программы
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку
овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым
условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных
компетенций.
Цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с
интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и
невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Мир
природы
человека

Математика

и 1в

1в

На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя
основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может
изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение
правильно оценивать себя в речевой ситуации,
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета,
личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание
программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение,
календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе
Федеральной рабочей программы
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Цель: формирование природоведческих знаний, соответствующих современному уровню
представлений о природе, восприятие законов окружающего мира природы и способах их
правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных
классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и
человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает
учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные,
следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для
изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и
«География», создать преемственную систему знаний.
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с
учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой принцип
позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми
сведениями.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе
Федеральной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью

Изобразительное
искусство

1в

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими
знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся,
формированием у них жизненных компетенций.
Цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Учебный предмет «Математика», предназначенный для обучения детей с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляет собой
интегрированный курс, состоящий из арифметического материала и элементов наглядной
геометрии.
Основные критерии отбора математического материала, рекомендованного для изучения в
соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП (вариант 1) – его доступность и практическая
значимость. Доступность проявляется, прежде всего, в том, что объем математического
материала существенно снижен, а содержание заметно упрощено по сравнению с курсом
начального обучения математике обучающихся с нормальным интеллектуальным развитием в
соответствии с ФГОС НОО. Это связано с тем, что для овладения новыми знаниями детям с
умственной отсталостью требуется больше времени и усилий, нежели их нормально
развивающимся сверстникам.
Практическая значимость заключается в тесной связи
изучения курса математики с жизненным опытом детей, формированием у них умения
применять полученные знания на практике.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе
Федеральной рабочей программы
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах.

Ручной труд

1в

Расширение художественно-эстетического кругозора;
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их
содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов,
инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных
техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др.,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу,
по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя
определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности
(«коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
Рабочая программа «Ручной труд» составлена на основе Федеральной рабочей программы
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Цель изучения учебного предмета «Ручной труд» заключается в формировании у
умственно отсталых младших школьников элементарной трудовой культуры, через
установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.
Трудовая деятельность детей с отклонением в умственном развитии характеризуется
рядом особенностей: нарушением целенаправленной деятельности, низким уровнем
познавательных способностей, недоразвитием мыслительных операций, нарушением
двигательно-моторной, эмоционально-волевой сферы и все это ограничивает возможности
умственно отсталого школьника в трудовом обучении, отрицательно влияет на формирование
у них всех сторон трудовой деятельности (целевой, исполнительской, энергетической).
Кроме этого, у этих детей наблюдается недостаточная сформированность эстетической
восприимчивости и оценки предметной среды, крайне обедненные знания о красоте
окружающих их предметов, не умением пользоваться этими предметами в повседневной
хозяйственной жизни, слабым осознанием общественной необходимости, значимости и
важности своего труда при создании предметов. Все эти факторы, в целом, тормозят у них
развитие ценностной ориентации на жизнь.

Физическая культура

1в

Пение и музыка

1в

Овладение школьниками доступными видами ручного труда: «Работа с глиной и
пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с
нитками», «Работа с металлоконструктором», « Работа с древесиной», «Работа с проволокой».
Овладение первоначальными технико-технологическими сведениями о материалах,
используемых на уроках труда (глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах).
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» разработана в соответствии с
Федеральной рабочей программой по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) .
Целью рабочей программы по физической культуре является формирование основ физической
культуры личности.
Физическая культура личности как часть общей культуры человека включает мотивационно ценностные ориентации, культуру образа жизни, психофизическое здоровье (включая
оптимальное физическое состояние) и знания. Данная цель конкретизируется в виде
последовательного решения следующих задач:
Образовательные задачи включают: овладение техникой основных движений,
гимнастических, легкоатлетических упражнениях, подвижных, коррекционных игр и
формированием основ знаний в области физической культуры.
Воспитательные задачи направлены на формирование мотивационно-ценностного отношения
к физической культуре и воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Развивающие задачи решаются путем целенаправленного развития спектра физических
способностей ребенка.
Оздоровительные задачи связаны с развитием возможностей систем организма, а так же
профилактикой и коррекцией соматических заболеваний и нарушений здоровья.
Коррекционные задачи направлены на коррекцию двигательных нарушений и развитие
волевой сферы.
Очевидно, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена отдельно от
остальных. Решение каждой из задач возможно только в комплексе.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе Федеральной

рабочей программе по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) .
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебновоспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов
деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств
музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства,
сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Цель –формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.
Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными
компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную
подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная
мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность
переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной
деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание
содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное
звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и
навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей,
мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка»
в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое
пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского
оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вырабатываются
необходимые
умения
музыкального
восприятия,
музыкальноисполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов,
элементарные представления о теории музыки.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими
психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной
деятельности.
Музыкально-образовательный
процесс
основан
на
принципах
природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса
музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы,
комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную

записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
6-9 класс
Предмет
Класс
Аннотация к рабочей программе
Литературное чтение 6е
Рабочие программы по предмету «Литературное чтение» составлены в соответствии с
7в
Федеральной рабочей программой по отдельным предметам и коррекционным курсам для
7д
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) .
7ж
Программа по чтению и развитию речи так же, как и программа по русскому языку
7з
(грамматике и правописанию), построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
8б
Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно
8ж
передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в
9в
произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику,
9г
адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинноследственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального
плана.
Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все
более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению
словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с
коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам,
способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз,
интонационной окрашенности чтения. Основным видом чтения в старших классах остается
чтение вслух, так как (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание
текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа
чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про
себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
Русский язык
6е
Рабочие программы по предмету «Русский язык»
в соответствии с Федеральной
7в
рабочей программой по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с

7д
7ж
7з
8б
8ж
9в
9г

Математика

6е
7в
7д
7ж
7з
8б
8ж
9в
9г

География

6е
7в
7д
7ж
7з
8б

умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) .
Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух
разделов.
Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
Рабочие программы по предмету «Математика» в соответствии с Федеральной рабочей
программой
по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) .
Программа по математике носит предметно-практическую направленность,
тесно
связанную с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся и другими
учебными предметами.
В рабочую программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного
года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который
зависит от состояния знаний и умений обучающихся данного класса, их готовности к
знакомству с новыми темами.
В программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к
разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как
показывает опыт, доступен большинству школьников.
Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках и во внеурочное
время наряду с основными учебниками используются рабочие тетради на печатной основе в
целях усиления коррекционной и практической направленности обучения.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «География» разработана в соответствии с Федеральной
рабочей программой по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
с учётом особенностей
познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Содержание программы предусматривает изучение элементарных сведений о природе,
населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, особенностях взаимодействия

8ж
9в
9г

История Отечества

6е
7в
7д
7ж
7з
8б
8ж
9в
9г

человека и природы; знакомство с культурой и бытом разных народов, с правилами поведения
в природе.
Цель: рабочей программы является создание условий для расширения кругозора учащихся
и коррекции недостатков их интеллектуального развития при изучении географии.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ,
проведение экскурсий.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочие программы по предметам «Истории Отечества» составлены в соответствии с
Федеральной рабочей программой по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) .
Рабочие программы конкретизируют содержание предметных тем, дают распределение
учебных часов по разделам и темам курсов истории для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
Программы направлены на всестороннее развитие личности обучающихся, способствуют их
умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических
нарушений.
Цель : сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический
материал и использовать его в своей деятельности.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях
отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее
яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой
подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание
материала, облегчает и ускоряет формирование знаний. При этом используется уровневый
подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках используется
информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе,
как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных
классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории,
предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из
одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому

Биология

6е
7в
7д
7ж
7з
8б
8ж
9в
9г

Природоведение

6е
7в
7д
7ж
7з
8б
8ж
9в
9г

помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Для контроля предметных результатов учеников применяются тестовые, контрольные,
самостоятельные работы.
На уроках большая роль отводится коррекционно-развивающему воздействию изучаемого
материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка
подростка с нарушением интеллекта к жизни.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету биологии разработана в соответствии с Федеральной
рабочей программой по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными
нарушениями) с учётом особенностей
познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Целью рабочей программы является использование процесса обучения биологии для
повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических
работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Природоведение разработана в соответствии с Федеральной
рабочей программой по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) , с учётом особенностей
познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся об окружающем мире,
полученных в младших классах; расширение знаний о живой и неживой природе, сезонных
изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. Изучение
курса природоведения способствует дальнейшему усвоению элементарных естествоведческих,
биологических, географических и исторических знаний.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, проведение
экскурсий.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного

Профильный труд

6е
7в
7д
7ж
7з
8б
8ж
9в
9г

Основы социальной
жизни

6е
7в
7д
7ж
7з
8б

предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «профильный труд» разработана в соответствии с
Федеральной рабочей программой по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) .
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит
важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В
обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности,
выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства,
фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста
в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V - IX классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков,
развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом
личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Программа по профильному труду в V - IX классах определяет содержание и уровень
основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки
производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень профилей
трудовой подготовки: "Столярное дело", "Переплетно-картонажное дело", "Швейное дело",
Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации
уроков трудового профильного обучения.
Завершающим этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме
экзамена.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
Рабочая программа учебного предмета «Основы
социальной жизни» разработана в
соответствии с Федеральной рабочей программой по отдельным предметам и коррекционным
курсам для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) .
Занятия направлены на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни
и труду, на формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации,
повышение уровня общего развития обучающихся.

8ж
9в
9г

Физическая культура

6е
7в
7д
7ж
7з
8б
8ж
9в
9г

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития
детей. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема
сведений. В программу включены следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь»,
«Жилище», «Питание», «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культура поведения»,
«Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и
организации».
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии,
сюжетно-ролевые игры, беседы.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование
Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена в
соответствии с Федеральной рабочей программой по отдельным предметам и коррекционным
курсам для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) .
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным,
эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в
подготовке обучающихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и
производственному
труду.
Физическое
воспитание
способствует
формированию
положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной
интеграции детей в общество.
Цель: коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей с отклонениями в
развитии является формирование целостного представления о физической культуре и
способности включиться в производительный труд.
Программа предусматривает индивидуально – дифференцированный подход к
обучающимся, имеющим различную структуру дефекта. Для этого проводятся тестирования;
результаты фиксируются в журнале – «Двигательной активности» и на основе данных
распределяются типологические группы. Тестирование проводится два раза в год: первое –
сентябрь, второе – май.
Учитель физической культуры проводит уроки, осуществляя индивидуально –
дифференцированный подход, согласно распределению по типологическим группам учащихся;
с учетом психологических, физиологических и возрастных особенностей
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание
программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение,
календарно – тематическое планирование.

Информатика

6е
7в
7д
7ж
7з
8б
8ж
9в
9г

Рабочая программа по предмету «Информатика» в соответствии с Федеральной рабочей
программой
по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
Цели:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе
методов информатики;
формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для
решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
познакомиться с понятием информация;
рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача, кодирование, обработка,
получение новой информации;
познакомиться с устройством компьютера и его программного обеспечения;
закрепить правила техники безопасности и организации рабочего места;
развивать навык работы на клавиатуре и с мышью;
изучать графический редактор Paint;
научиться создавать простейшие анимации в PowerPoint;
закреплять навыки работы с файлами и папками,
познакомить с текстовым процессором Word,
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, предметные
результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы, материально –
техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно – тематическое
планирование.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2).
1-4 классы, 5-9 классы
Предмет
Математические
представления

1в
3а
5д
6ж

Класс

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по предмету «Математические представления» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья на 2023 -2024 уч. год. Вариант 2
Цель:
- Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в
повседневной жизни.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и
множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него
использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно
поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут
овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного
обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них
элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно,
чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни:
определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой,
расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для
приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных задач.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и
предметные результаты, учебно – тематическое планирование, содержание программы,
материально – техническое обеспечение, учебно - методическое обеспечение, календарно –
тематическое планирование.
« Человек»

1в
3а
5д
6ж

Рабочая программа по предмету « Человек» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на 2023 -2024 уч. год. Вариант 2
Цель: Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе.
Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального
мира. Социальную природу «Я»ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с
другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена

«Речь
альтернативная
коммуникация»

и 1в
3а
5д
6ж

следующими разделами «Представление о себе», «Семья»
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на
основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на 2023 -2024 уч. год. Вариант 2
Цель:
– совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и
вербальными) в
процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письма
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и
альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о
процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают
основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при
использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в
практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного
взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику,
находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Реализация содержания учебного
предмета в первом классе позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и
потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт
разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств
коммуникации
(графических
изображений, пиктограмм, напечатанных слов, электронных устройств).
Показателем усвоения обучающимся программы учебного материала является динамика
становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях
взаимодействия со сверстниками.

«Окружающий
социальный мир»

1в
3а
5д
6ж

«Окружающий
природный мир»

1в
3а
5д
6ж

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на 2023 -2024 уч. год. Вариант 2
Цель: Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в
социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Курс «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений,
навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего
развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим
программа учебного предмета «Окружающий социальный
мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на
доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает
формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в
нем, включаться в социальные отношения.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
Цели:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного
опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков
экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

«Музыка и движение»

1в
3а
5д
6ж

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных
предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание
детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в
школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем
этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в
той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на 2023 -2024 уч. год. Вариант 2
Цели:
- эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного
музыкального опыта в жизни.
Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его
социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе
является музыка. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но
музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать
речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С
учетом этого.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации,
формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем
как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными
нарушениями развития. На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально
воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная
память, творческие способности.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание», «Пение»,
«Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое

«Адаптивная
физкультура»

1в
3а
5д
6ж

Изобразительная
деятельность

1в
3а
5д
6ж

Домоводство

1в
3а
5д

обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на 2023 -2024 уч. год. Вариант 2
Цель :
- оптимизации физического состояния и развития ребенка.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных
предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития,
поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной,
социально-трудовой. В примерной рабочей программе представлен учебный материал, который
может быть скорректирован с учетом индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на 2023 -2024 уч. год. Вариант 2
Цели:
- корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации,
пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления
детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Домоводство» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .

6ж

Профильный труд

1в
3а
5д
6ж

- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на 2023 -2024 уч. год. Вариант 2
-Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН
СССР).М.,1983 г
-Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью авт. Баряева
Л. Б., Яковлева Н. Н.
Обучение ребенка с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является
важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по
домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и
правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает
зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой
деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и
электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой
деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для
формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в
качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за
вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений
и территории».
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на 2023 -2024 уч. год. Вариант 2
-Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН
СССР).М.,1983 г
-Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью авт. Баряева

Л. Б., Яковлева Н. Н.
Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с РАС, осложнёнными
умеренной, глубокой умеренной умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.
Программа по профильному труду представлена следующими разделами:
«Полиграфия», «Керамика», «Батик», «Ткачество», «Шитье», «Деревообработка»,
«Растениеводство». Этот перечень может быть дополнен или заменен другими профилями
труда по усмотрению образовательной организации, с учетом местных и региональных условий
и возможностей для будущей трудовой занятости обучающегося
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий:
пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного
предмета, личностные и предметные результаты, учебно – тематическое планирование,
содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно - методическое
обеспечение, календарно – тематическое планирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».