PO ynp@eEne o6pa3oBam a,4.(HHrrcrparrn nepMc(orc MyE!fl 4rrrarEEoro oryyra MyHnrrmanbHoe amEoMEoe o6qeo6pa3oBarenEnoe yqpex,q€me(MAOy ((oHrrparcBc(ar cpeaM m(on$D fie!ftmccrcro @Bao npoFrc, tl, _l_ @ 28 aDrycra 2024 ., WJ I4HNIIBtrIYAJIbHbIfi YqEBHhIfr IIJIAII no aaanT [poBarrHofi ocHoBHotr o6u€odpa3oBaTenbHoil nporpaMM€ Haqa,rrLEom oduero o6pa3oBaHfir anf o6yqoxlutuxcc c HapyEerrueM ofiopEo-aBfimreJrbrforo anlopaTa, (BapraHT 6.1) Ha 2024-2025 yqebHhrfi roA 2024 r. Пояснительная записка Индивидуальный учебный план реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата по варианту 6.1 разработан в соответствии с: • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ; • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373, с изменениями от 11.12.2020 №712 (далее – ФГОС начального общего образования); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897, с изменениями от 11.12.2020 №712 (далее – ФГОС основного общего образования); • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413, с изменениями от 11.12.2020 №712 (далее – ФГОС среднего общего образования); • Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", с изменениями от 04.08.2023 № 479-ФЗ • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254, с изменениями от 23.12.2020 №766; • Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; • Письмо Министерства образования и науки России от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»; • Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286»; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. №568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287»; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413»; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015 №НТ-670/08 «Методические рекомендации по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности»; - Санитарные правила: 1) Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20); 2) Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21); 3) Письмо Министерства образования РФ от 01.06.2001г. № 22-06-770 «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях». • Федеральной адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023); • Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся ОВЗ (утверждена приказом Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025); • Устава МАОУ «Кондратовская средняя школа» Учебный план составлен на основе ФГОС варианта 6.1 федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 2024-2025 учебном году планируется обучение одного учащегося по АООП НОО обучающихся с НОДА вариант 6.1 Организация образовательной деятельности на уровне НОО по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с НОДА, направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Индивидуальный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционноразвивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов. Индивидуальный учебный план начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.1) с организацией обучения на дому (приложение 1) составлен на основе недельного учебного плана начального общего образования обучающихся с НОДА (6.1). с участием родителей (законных представителей). Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часы коррекционно-развивающей области представлены индивидуальными коррекционно - развивающими занятиями (формирование коммуникативного поведения, развитие познавательной деятельности, социально-бытовая ориентировка), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. Основные направления работы связаны с развитием эмоционально-личностной и познавательной сферы учащихся и направлены на: • гармонизацию психоэмоционального состояния; • формирование осознанного и позитивного отношения к своему «Я»; • повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности; • развитие коммуникативной сферы; • формирование навыков самоконтроля; • развитие способности к эмпатии, сопереживанию; • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье); • формирование и развитие навыков социального поведения; •формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности. Продолжительность коррекционных занятий 20 минут. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающегося с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты обеспечивают связь между требованиями ФГОС и образовательным процессом, они являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и выбора учебно-методической литературы, а также для формирования системы оценки качества освоения обучающимся основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта. Результаты освоения обучающимися с НОДА АООП оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с НОДА, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать: 1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; 2) развитие мотивации к обучению; 3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение социально-¬бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); 5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 6) развитие положительных свойств и качеств личности; 7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду. Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с НОДА не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся с НОДА через организацию внеурочной деятельности как совместно - осмысленной деятельности. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с НОДА, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с НОДА в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с НОДА, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. Основные задачи: коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с НОДА с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; развитие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося в разных видах деятельности; формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; формирование умений, навыков социального общения людей; расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации; развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, «веселые старты», олимпиады, соревнования, походы, проекты и т.д. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП начального общего образования обучающихся с НОДА. Содержание этого направления представлено коррекционными образовательными курсами. Индивидуальный учебный план (на дому) по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1.) 1 класса на 2024-2025 учебный год Предметные области Русский язык и литературное чтение Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Искусство Учебные предметы Русский язык Изучаемые на дому с учителем Обязательная часть 2 Количество часов Самостоятельное изучение Всего 3 5 Литературное чтение 2 2 4 Математика 2 2 4 Окружающий мир 1 1 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1 1 1 2 9 13 21 0,5 0,5 1 2 10 1 0,5 1,5 1 3 16 3 1 2 2 5 26 3 Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Технология Физическая культура Итого: Коррекционно - развивающая область: Занятия с логопедом Занятия с психологом Занятия с дефектологом Итого коррекционных занятий: Итого: Внеурочная деятельность по направлениям