АООПНОО для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 6.1. на 2024-2025 учебный год

PO

ynpaMeEre o6pa3$aHru aF.{Erl,crpaqEl IepMcxoro M)llqxnat6nom oKpyra
MrnnrynanEHoe alrosoMHc o6qeo6pa3olaraGEoe ytp ex{esre
kKoH,qpa, oBcrar opeAM uKona)
O.{AOy < диагностическая работа;
> коррекционно-развивающая работа;
> консультативная работа;
> информационно-просветительская работа.
(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с
НОДА, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию
им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы.
Диагностическая работа включает:
• раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в Школе) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
•
комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической

информации от специалистов Школы;
• определение уровня актуального и 1з6оны ближайшего развития обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его
резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и
коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям,
способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и
приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий
специалистов);
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в
динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных
учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;
• социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих
обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование
специалистами
педагогов
по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной
категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися
(как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:

• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные н1а7 разъяснение участникам образовательного
процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной
поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагоговпсихологов, учитель-дефектолог, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного
психолого-педагогического консилиума (далее - ППк), которые входят в его постоянный
состав. Школьный ППк является основным механизмом взаимодействия специалистов.
Персональный состав ППк ежегодно утверждается приказом директора Школы.
Основные требования к условиям реализации программы:
> психолого-педагогическое обеспечение;
> программно-методическое обеспечение;
> кадровое обеспечение;
> материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
• обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПРА;
• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности);
• обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание
обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка,
отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные
потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
• обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
• обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
• развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
• адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего

образования,
• коррекционно-развивающие програм1м8ы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,
• в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных
общеобразовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная
работа
осуществляется
специалистами
соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими
обязательную курсовую профессиональной подготовку.
В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога,
социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации
работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования
детей с ОВЗ.
При необходимости в процесс реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА
Школа может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь
высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое)
образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или пройти курсы
переподготовки по соответствующей программе, и стаж педагогической работы не менее 2
лет.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками
физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их
пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также
позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
• наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом (1)
• наличие кабинета для логопедических занятий (2)
Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических
приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь,
джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во
время урока должен тьютор.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности,
наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
1.
Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня
содержания образования - достижение личностных, метапредметных, предметных результатов
АООП НОО.
2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического
развития (уровень жизненной компетенции обучающегося с НОДА).
3. Социальная адаптация обучающихся.

Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются в
программах обязательных коррекционно-развивающих курсов.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Учебный пла н АООП НОО

Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют положениям
учебного плана ООП НОО. Во внеурочную деятельность включаются коррекционноразвивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме не менее 5 часов в
неделю на одного обучающегося (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
При реализации АООП НОО созданы специальные условия, обеспечивающие освоение
обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Специальные условия обеспечивают возможность:
- достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися с
НОДА;
- выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и
кружков,
и
через
использование
возможностей
образовательных
организаций
дополнительного образования;
- расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с НОДА, в том
числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;
- учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся с НОДА;
- участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в разработке АООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных
маршрутов обучающихся;
- эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП
НОО, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами
обучающихся с НОДА и их родителей (законных представителей), спецификой
образовательной организации;
- использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа, технических средств обучения и средств обучения,
соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся с НОДА;
- обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся с НОДА и
их родителей (законных представителей);
- эффективного управления образовательной организацией с использованием
информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся с НОДА при поддержке
педагогических работников.

2. Календарный учебный график

Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику
ООП НОО школы.
Календарный план воспитательной
воспитательной работы ООП НОО школы.

работы соответствует

разделам плана

3.1. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Требования к кадровым условиям
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров
педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение
обучающегося с задержкой психического развития в системе школьного образования.
В штат специалистов МАОУ «Кондратовская средняя школа»» входят учителя
начальных классов, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учительдефектолог, медицинский работник.
Учителя, реализующие адаптированную основную общеобразовательную
программу задержкой психического развития, имеют высшее профессиональное
образование по направлению «Педагогическое образование».
Педагог-психолог, принимающий участие в реализации АООП имеет высшее
профессиональное образование по направлению
«Психолого-педагогическое
образование».
Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических
работников
Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного
кадрового потенциала МАОУ «Кондратовская средняя школа»» является обеспечение в
соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы
непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе
образования в целом.
Непрерывность профессионального развития работников обеспечивается
освоением ими дополнительных профессиональных программ по
профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года очно, посредством
электронного обучения, с применением дистанционных образовательных технологий в
образовательных учреждениях, имеющих
лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным образовательным программам.
Формами повышения квалификации являются:
- послевузовское обучение в высших учебных заведениях, в том числе в
магистратуре, на курсах повышения квалификации;
- участие в конференциях, обучающих семинарах и мастер-классах по отдельным
направлениям реализации адаптированной основной образовательной программы;
- дистанционное образование;
- участие в различных педагогических проектах;
- создание и публикация методических материалов и др.
Финансовые
условия
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы
Финансовое
обеспечение
государственных
гарантий
на
получение
обучающимися с задержкой психического развития общедоступного и бесплатного
образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется
на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП в соответствии со
Стандартом.

Финансовые условия реализации АООП должны:
1)
обеспечивать государственные гарантии прав обучающихся с с задержкой
психического развития на получение бесплатного общедоступного образования, включая
внеурочную деятельность;
2)
обеспечивать организации возможность исполнения требований
Стандарта;
3)
обеспечивать реализацию обязательной части АООП и части,
формируемой участниками образовательных отношений с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся;
4)
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
АООП и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации АООП осуществляется в объеме определяемых
органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов
обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и
бесплатного общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со
Стандартом:
специальными условиями получения образования (кадровыми, материальнотехническими);
расходами на оплату труда работников, реализующих АООП;
расходами на средства обучения и воспитания, коррекции (компенсации)
нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы,
оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе
расходами, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет»;
расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием
руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности.
Требования к материально-техническим условиям
Материально-технические условия реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы Состояние материально-технической базы и
содержание здания школы соответствует целям и задачам образовательного учреждения,
санитарным нормам и пожарной безопасности. Здание школы расположено на
благоустроенном участке. Ведется видеонаблюдение. По всему периметру здания школы
установлены пластиковые окна. Здание подключено к инженерным сетям - холодному и
горячему водоснабжению, канализации, отоплению. Особое внимание в школе уделяется
насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а
также освоению и использованию ИКТ. В школе созданы все необходимые материальнотехнические условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа имеет
необходимый набор помещений для изучения обязательных учебных дисциплин.
Обучающиеся 1 – 11 классов обучаются в учебных помещениях, закрепленных за
классом. Имеются 2 кабинета технологии, кабинет информатики, кабинет музыки,
спортзал. Так же в школе имеются: актовый зал, библиотека, библиотечноинформационный центр, 1 кабинет психолога, 1 кабинет логопеда, кабинет социального
педагога, медицинский кабинет. Школа имеет выход в интернет, электронную почту,
собственный сайт в сети Интернет. Доступ к сети интернет обеспечивается оператором
связи филиал «Урал» ОАО «Ростелеком». Качество доступа к Интернет (качество связи)
позволяет школе принимать участие в дистанционных мероприятиях, работать с
электронными программами. Для блокирования ресурсов, не имеющих отношения к
образовательным, используются средства контентной фильтрации. Организация питания
обучающихся контролируется школой. Услугами горячего питания пользуется 100%

детей. Обучающиеся по адаптированным программам и из многодетных
малообеспеченных семей обеспечиваются бесплатным питанием. Учебные кабинеты
оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами,
учебно-вспомогательными материалами и соответствуют требованиям для успешной
реализации теоретической и практической частей АООП. В учебной и внеурочной
деятельности используются традиционные и современные технические средства
обучения, оргтехника. Кабинеты обеспечены автоматизированными рабочими местами
педагога. АРМ педагога включает мобильный компьютер (ноутбук) с программным
обеспечением для работы с документами, почтой и интерактивное оборудование
(мультимедийный проектор, документ-камера, колонки, наушники и пр.). Компьютеры
установлены не только в учебных кабинетах, но и в библиотеке, в административных
кабинетах, актовом зале. В школе имеется в наличии полный комплект учебнометодической литературы. Все учебники входят в рекомендованный Министерством
образования и науки перечень учебников для образовательных организаций

ПРИЛОЖЕНИЯ

Цель

Своевременное
выявление
обучающихся с
ОВЗ для
создания
специальных
условий
получения
образования

План реализации программы коррекционной работы
Содержание деятельности

Формы и методы
работы
Диагностическое направление

Выявления обучающихся с
особыми
образовательными
Направление на ТПМПК

Стартовая
диагностика,
обследование
Подготовка
необходимой
документации

Мониторинг динамики
развития обучающихся,
успешности освоения
программы обучения

Анализ
результатов
деятельности
обучающихся,
успеваемости

Проектирование и
корректировка
коррекционных
мероприятий

Анализ
результатов
обследования

Сроки

Сентябрь

Приложение 1.
Ответственный

Специалисты

Сентябрь, май
и/или по
необходимости

Специалисты,
учителя,
ведущие
коррекционные
занятия,
Специалисты,
По итогам 1,2
полугодия в
учителя,
рамках шПМПк ведущие
коррекционные
По четвертям
занятия
Классный
Специалисты,
Сентябрь, май учителя
и/или по
необходимости

Коррекционно-развивающее направление

Организация
Составление программы
мероприятий,
сопровождения
способствующих обучающегося
медицинской
коррекции и
абелитации;
психологической Разработка групповых и
коррекции
индивидуальных
познавательных коррекционных программ
процессов,
(курсов коррекционноэмоциональных развивающей области) в
нарушений,
соответствии с особыми
социально образовательными
психологических потребностями
проявлений;
обучающихся
коррекции
Проведение
недостатков
индивидуальных и
устной речи,
групповых коррекционнокоррекция
развивающих занятий,
нарушений
необходимых для
чтения и письма, преодоления нарушений
освоению
развития и трудностей
базового
обучения
содержания
образования
Социальное
сопровождение
обучающегося в случае
неблагоприятных условий
жизни при
психотравмирующих
обстоятельствах

Программа
Сентябрь
сопровождения
(перечень курсов
коррекционноразвивающей
области)
Программы
Сентябрь
занятий

Непрерывность Выработка совместных
специального
обоснованных
сопровождения рекомендаций по
основным направлениям
работы с обучающимся,
единых для всех
участников
образовательных
отношений
Консультирование
специалистами педагогов
по решению проблем в
развитии и обучении,
поведении
и
межличностном

Ознакомление с Сентябрь и/или Специалисты,
рекомендациями по
учителя
по результатам необходимости
диагностики,
обследования

Занятия

Занятия,
наблюдение

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

В течение
Специалисты,
учебного года в учителя
соответствии с
учебным планом
(обязательные
курсы
коррекционно
развивающих
занятий)
Социальный
педагог

Консультативное направление

По запросам

В течение
учебного года
согласно
графику
консультаций

Специалисты,
учителя

2

Консультативная помощь
семье в вопросах семье в
вопросах решения
конкретных вопросов
воспитания и оказания
возможной помощи
обучающемуся в освоении
программы обучения
Разъяснительная
деятельности в
отношении
педагогов и
родителей
(законных
представителей)

В течение
Беседы с
родителями
учебного года
(законными
согласно
представителями графику
)
консультаций
обучающихся

Специалисты,
Приложение 2.
учителя

Информационно-просветительское направление

Рассмотрение вопросов,
Беседы,
связанных с особенностями тематические
образовательного процесса выступления на
и сопровождения
родительских
обучающихся с
собраниях,
ограниченными
возможностями здоровья; ШМО,
ПС, сайт,
индивидуально информационны
типологических
е
особенностей
стенды,
обучающихся с
печатные
ограниченными
возможностями здоровья материалы
Психологическое
Тематические
просвещение педагогов с выступления на
целью повышения их
ШМО, ПС,
психологической
информацио
компетентности
нные стенды,
сайт, печатные
материалы
Психологическое
Беседы,
просвещение родителей с тематические
целью формирования у них выступления на
элементарной психолого- родительских
педагогической
собраниях,
информационны
компетентности
е

25

В течение
Специалисты,
учебного года по учителя
запросам

В течение
Педагогучебного года по психолог
запросам

В течение
Педагогучебного года по психолог
запросам

26

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».