Аннотации к рабочим программам
по предметам учебного плана АООП обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
2024-2025 учебный год
Предмет
Математические
представления
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по предмету «Математические представления» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с легкой умственной
отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья на 2024 -2025 уч. год. Вариант 2
Цель:
- Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной
жизни.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными
нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических
знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в
естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными
математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых
дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в
обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в
повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать
домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда
и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по
математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных,
количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, общую
характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и предметные результаты, учебно –
тематическое планирование, содержание программы, материально – техническое обеспечение, учебно методическое обеспечение, календарно – тематическое планирование.
« Человек»
Рабочая программа по предмету « Человек» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной умственной
«Речь
альтернативная
коммуникация»
отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья на 2024 -2025 уч. год. Вариант 2
Цель: Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление
личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я»ребенок
начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку,
общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и предметные результаты,
учебно – тематическое планирование, содержание программы, материально – техническое обеспечение,
учебно - методическое обеспечение, календарно – тематическое планирование.
и
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной умственной
отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья на 2024 -2025 уч. год. Вариант 2
Цель:
– совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в
процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письма
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной
коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и
взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными
средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных
методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических
ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать
интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Реализация содержания
учебного предмета в первом классе позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и
потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых
для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических
изображений, пиктограмм, напечатанных слов, электронных устройств).
«Окружающий
социальный мир»
«Окружающий
природный мир»
Показателем усвоения обучающимся программы учебного материала является динамика становления
коммуникативных умений и речевой активности
в разнообразных ситуациях взаимодействия со
сверстниками.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку,
общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и предметные результаты,
учебно – тематическое планирование, содержание программы, материально – техническое обеспечение,
учебно - методическое обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной умственной
отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья на 2024 -2025 уч. год. Вариант 2
Цель: Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и
общепринятых правилах поведения.
Курс «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков,
направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и
воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР
испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета
«Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе
включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем,
включаться в социальные отношения.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку,
общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и предметные результаты,
учебно – тематическое планирование, содержание программы, материально – техническое обеспечение,
учебно - методическое обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
Цели:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно
обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
«Музыка и движение»
«Адаптивная
физкультура»
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной
школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не
ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс
является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми,
начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку,
общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и предметные результаты,
учебно – тематическое планирование, содержание программы, материально – техническое обеспечение,
учебно - методическое обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной умственной
отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья на 2024 -2025 уч. год. Вариант 2
Цели:
- эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта
в жизни.
Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и
интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические
недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то
другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать»
мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства
собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство
самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На музыкальных занятиях
развивается способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство
ритма, музыкальная память, творческие способности.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку»,
«Игра на музыкальных инструментах».
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку,
общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и предметные результаты,
учебно – тематическое планирование, содержание программы, материально – техническое обеспечение,
учебно - методическое обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура»
разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной умственной
Изобразительная
деятельность
Домоводство
отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья на 2024 -2025 уч. год. Вариант 2
Цель :
- оптимизации физического состояния и развития ребенка.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в
жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение
основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. В примерной рабочей программе
представлен учебный материал, который может быть скорректирован с учетом индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку,
общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и предметные результаты,
учебно – тематическое планирование, содержание программы, материально – техническое обеспечение,
учебно - методическое обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной умственной
отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья на 2024 -2025 уч. год. Вариант 2
Цели:
- корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных
представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с
практической деятельностью.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку,
общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и предметные результаты,
учебно – тематическое планирование, содержание программы, материально – техническое обеспечение,
учебно - методическое обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Домоводство» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной умственной
отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья на 2024 -2025 уч. год. Вариант 2
-Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).М.,1983 г
-Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью авт. Баряева Л. Б., Яковлева
Н. Н.
Обучение ребенка с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является важным
направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется
Профильный труд
возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в
соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми
навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих
силах.
Цель – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по
приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так,
например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности
детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение
с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку,
общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и предметные результаты,
учебно – тематическое планирование, содержание программы, материально – техническое обеспечение,
учебно - методическое обеспечение, календарно – тематическое планирование.
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» разработана на основе:
- Федеральной рабочей программы по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 .
- Адаптированной основной общеобразовательная программы для обучающихся с умеренной умственной
отсталостью МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья на 2024 -2025 уч. год. Вариант 2
-Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).М.,1983 г
-Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью авт. Баряева Л. Б., Яковлева
Н. Н.
Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с РАС, осложнёнными умеренной,
глубокой умеренной умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.
Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Полиграфия»,
«Керамика», «Батик», «Ткачество», «Шитье», «Деревообработка», «Растениеводство». Этот перечень может
быть дополнен или заменен другими профилями труда по усмотрению образовательной организации, с учетом
местных и региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости обучающегося
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку,
общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, личностные и предметные результаты,
учебно – тематическое планирование, содержание программы, материально – техническое обеспечение,
учебно - методическое обеспечение, календарно – тематическое планирование.