P(D
vupaaneuze o6pa":oBaHkrfl aAMI4HLIcrp ar\uullepnacrcoro MyHkrr{rirrrurJrbHoro
oKpyra
MyHrEqznarrbHo e aBToHoMH oe o6u1eo6p as onareJrbHoe
)qpe)K.{e'ze
<)
flpnnxro lrra3ace1alr4n
fleAarorraqecKof o coBera
flporoxol }lb _1_ or 28 aBrycra 2025 r.
AAanrupoBaHHafl oc'oBHaq o6qeo6pa3oBareJrbHafl rrporpaMMa
HarraJrb Hof o
o
6qero o 6pason
aF{I/'fl
O
6yuarorq"i."
c HapyueHneM O[OpHO-ABr.rf aTeJrbHoro anrapaTa
(napuaHr 6.1.)
na 2025-2026 yve6nrrfi roA
2025
n
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Пояснительная записка ...............................................................................................
3
2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования ......................... 7
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования .......................................................................................................
9
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Программа формирования универсальных учебных действий ..........................
1. Рабочие программы учебных предметов, курсов...................................................
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся .......
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни .......................................................................................................................
5. Программа коррекционной работы..........................................................................
1.
2.
3.
4.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
Учебный план начального общего образования ..................................................
План внеурочной деятельности ...............................................................................
Календарный учебный график .................................................................................
Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы............................................................................
11
11
11
11
11
18
18
19
19
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП)
начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (вариант 6.1) муниципального автономного общеобразовательного
учреждения«Кондратовская средняя школа» (далее - Школа) определяет содержание и
организацию образовательной деятельности обучающихся с нарушениями опорно- двигательного
аппарата (далее - НОДА) с учетом особенностей психофизического развития данной группы
обучающихся.
АООП НОО (вариант 6.1) Школы разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ и ФАОП НОО.
АООП НОО (вариант 6.1) Школы представляет собой систему взаимосвязанных программ,
каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим удовлетворение как
общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с
НОДА, получение образования вне зависимости от выраженности и характера нарушений опорно-двигательного аппарата, места проживания обучающегося, вида организации. АООП НОО для
обучающихся с НОДА, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания специальных
условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП НОО для обучающихся
с НОДА осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его
комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
АООП НОО (вариант 6.1) предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особенности психофизического развития, индивидуальные
возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Цель АООП НОО (вариант 6.1) Школы: обеспечение выполнения требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального
и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
а) формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся;
б) достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
в) становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей
познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
г) создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся;
д) обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
е) обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
ж) выявление и развитие возможностей, способностей обучающихся через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно - оздоровительной работы,
организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и других соревнований;
з) использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
и) предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
к) участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
л) включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды (района, города).
В основу формирования АООП НОО (вариант 6.1) программы положены следующие
принципы:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников);
б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип преемственности;
ж) принцип целостности содержания образования;
з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных
в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей;
л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и
нормами СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января
2021г., регистрационный №62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические
нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г.
(далее - Санитарно-эпидемиологические требования).
В основу реализации АООП НОО (вариант 6.1) заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся
с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования (успешное усвоение
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующем уровне образования, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности).
Дифференцированный подход к реализации АООП НОО предполагает учет особых
образовательных потребностей обучающихся с НОДА, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования.
Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения,
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения.
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая
поддержка коллектива педагогических работников, родителей (законных представителей),
детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с НОДА; коррекционная помощь в овладении
базовым содержанием обучения; медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные
мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение); психологическая
коррекция познавательных процессов; психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
психологическая коррекция социально-психологических проявлений; коррекция нарушений речи;
коррекция нарушений чтения и письма.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии
адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками, одноклассниками и
другими обучающимися, родителями (законными представителями); работу по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально
комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью
профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом;
развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых
ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и
неречевых средств общения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА.
Категория обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – неоднородная
по составу группа. Она объединяет обучающихся со значительным разбросом первичных и
вторичных нарушений развития, которые отличаются значительной полиморфностью и
диссоциацией в степени выраженности. Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1:
обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного
этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств,
имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное
развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной
самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в
наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны,
образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с НОДА.
К общим образовательным потребностям разных категорий обучающихся с ОВЗ
относятся:
•
получение специальной помощи средствами образования;
•
психологическое сопровождение,
оптимизирующее взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья;
особая пространственная и временная организация образовательной среды;
максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения
социальных контактов с широким социумом.
•
•
•
•
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с НОДА,
относятся:
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как
через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
• введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих
Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
в
• использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе
специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию
«обходных путей» обучения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при
условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и
индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого, дети с НОДА нуждаются в
различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что
обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и
коррекционно-педагогическую помощь.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
АООП НОО
Самым общим результатом освоения обучающимися с НОДА содержания АООП НОО
должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных)
компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 6.1) дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне
начального общего образования для обучающихся с НОДА по АООП НОО (вариант 6.1),
соответствуют ООП НОО Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются
планируемые результаты начального общего образования для обучающихся с НОДА по АООП
НОО (вариант 6.1), включаются программы курсов коррекционно-развивающей области.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 6.1) соответствует ООП НОО
Школы.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 6.1) дополняется
Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в
психофизическом развитии:
- содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,
- оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая
диагностика),
- объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений
развития.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП
НОО (вариант 6.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения ООП НОО Школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 6.1) дополняются
требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционноразвивающей области).
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционно-развивающей
области) должны соответствовать требованиям:
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в
физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных
ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место,
специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.).
- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к
окружающей среде.
- Понимание обучающимся того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно.
- Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать
возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять
учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области
жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные
повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей
для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни.
Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве
школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий.
- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное
участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс обучающегося в этом направлении.
- Стремление обучающегося активно участвовать в подготовке и проведении праздников и
других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:
- Развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и
метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных
отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности.
- Умение обучающегося выделить, осознать и принять цели действия.
- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
- Смягчение эмоционального дискомфорта обучающегося, повышение активности и
самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными
нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность,
эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний обучающегося, способов
реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и
управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления
вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению:«Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы
и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную,
невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим
анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими
людьми.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в
русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении АООП
НОО, составляется в соответствии с рекомендациями ИПРА (в разделе: «Мероприятия психологопедагогической реабилитации»).
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с НОДА в соответствии с его потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО (вариант 6.1) по
учебным предметам соответствуют ООП НОО Школы.
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений
обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических
кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы
образования.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП
НОО призвана решать следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание
обучающихся с НОДА, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и программы коррекционной работы, формирование УУД;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся с НОДА (итоговая оценка
обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательного
учреждения;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с НОДА.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку
достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных, в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших
АООП НОО.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА АООП НОО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС
НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА программы коррекционной работы,
составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с
НОДА программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:
1)
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;
2)
динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического
и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3)
единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой
аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с НОДА), на
специальные условия проведения оценки результатов освоения АООП НОО, что включают:
1) специально организованная среда и рабочее место обучающегося с НОДА в
соответствии с особенностями ограничений здоровья;
2) при необходимости сопровождение (помощь) обучающегося с НОДА в соответствии с
особенностями ограничений здоровья;
3) ассистивные средства и технологии;
4) увеличение времени на выполнение заданий;
5) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
6) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
АООП НОО (вариант 6.1) предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии
различных видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку
достижения обучающимся Планируемых результатов программы коррекционной работы (курсов
коррекционно-развивающей области).
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в
достижении Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку динамики
индивидуальных достижений обучающихся.
Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит успешность
достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции.
Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по
следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы в условиях
инклюзии:
• адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
• способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах
в организации обучения;
• владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
• осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации;
• осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО Школы,
используется метод экспертной оценки (заключения специалистов ППк) на основе мнений группы
специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ППк), работающих с
ребенком.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП
НОО обучающихся с НОДА (далее - Планируемые результаты) соответствует требованиям ООП
НОО Школы.
2. Рабочие программы учебных предметов,
деятельности соответствуют требованиям ООП НОО Школы.
курсов,
внеурочной
3. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной
поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 6.1) обучающимися с НОДА.
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с
учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК,
индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Цель программы коррекционной работы: создание системы комплексной помощи
обучающимся с НОДА в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или)
психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Задачи программы:
• своевременное выявление детей с НОДА;
• определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории
обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и
речевом развитии;
• определение
особенностей
организации
образовательной
деятельности
для
рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
• создание условий, способствующих освоению рассматриваемой категории обучающихся
АООП НОО, их интеграции в Школе;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи категории обучающихся с учётом особенностей их психического, речевого и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей;
• организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего воздействия
(занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического развития,
оказанию помощи в освоении АООП НОО;
• разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Реализация программы коррекционной работы осуществляется в рамках внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических
требований).
Программа коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1)
включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
1.
Мониторинг имеющихся в образовательной организации условий для удовлетворения
особых образовательных потребностей и условий обучения обучающихся с НОДА.
2.
Перечень
индивидуально-ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих обучающимся с НОДА удовлетворение особых образовательных потребностей,
их интеграцию и (или) инклюзию в образовательной организации и освоение АООП НОО.
Направление и содержание программы коррекционной работы.
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для всех
категорий обучающихся с НОДА, осваивающих вариант 6.1 ФАОП НОО:
1) медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия,
медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
2) психологическая коррекция познавательных процессов;
3) психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
4) психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
5) коррекция нарушений речи;
6) коррекция нарушений чтения и письма.
Данные направления работы отражены в Рабочих программах педагога-психолога и
учителя-логопеда. (Приложение 1)
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты
специального сопровождения детей с НОДА:
• обучение в общеобразовательном классе по АООП;
• обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или)
дистанционной формы обучения;
• организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами
сопровождения Школы.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
• через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и
дифференцированный подход, поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения
мотивации к школьному обучению);
• в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в
форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психологическая
коррекция
познавательных
процессов,
эмоциональных
нарушений,
социальнопсихологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям);
• в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения
обучающихся обязательна организация специальной поддержки коллектива педагогов,
родителей, обучающихся, ребенка с НОДА (помощь в формировании адекватных отношений
между ребенком с НОДА, одноклассниками, родителями, педагогами; работа по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/Школе); степень участия
специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
• Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать
проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
• Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то
есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность
действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех
участников образовательной деятельности.
• Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
• Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для
получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и
(или) психическом развитии.
• Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ
выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации,
осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в
соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА. Помимо психологической коррекции
познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социально-психологических
проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, необходимым
направлением программы коррекционной работы является медицинская коррекция и
абилитация
(лечебно-воспитательные
мероприятия,
медикаментозное
лечение,
психотерапевтическое лечение).
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей,
определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной
среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения,
материально-технической и кадровой базы организации.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская
деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционноразвивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при
целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития,
социализации рассматриваемой категории детей.
3. Этап
диагностики
коррекционно-развивающей
образовательной
среды
(контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных
условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс
сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Программа
коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные
направления, которые отражают её содержание:
> диагностическая работа;
> коррекционно-развивающая работа;
> консультативная работа;
> информационно-просветительская работа.
(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с
НОДА, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию
им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы.
Диагностическая работа включает:
• раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в Школе) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
•
комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической
информации от специалистов Школы;
• определение уровня актуального и 1з6оны ближайшего развития обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его
резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и
коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям,
способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и
приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий
специалистов);
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в
динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных
учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;
• социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих
обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование
специалистами
педагогов
по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной
категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися
(как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные н1а7 разъяснение участникам образовательного
процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной
поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагоговпсихологов, учитель-дефектолог, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного
психолого-педагогического консилиума (далее - ППк), которые входят в его постоянный
состав. Школьный ППк является основным механизмом взаимодействия специалистов.
Персональный состав ППк ежегодно утверждается приказом директора Школы.
Основные требования к условиям реализации программы:
> психолого-педагогическое обеспечение;
> программно-методическое обеспечение;
> кадровое обеспечение;
> материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
• обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПРА;
• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности);
• обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание
обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка,
отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные
потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
• обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
• обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
• развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
• адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего
образования,
• коррекционно-развивающие програм1м8ы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,
• в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных
общеобразовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная
работа
осуществляется
специалистами
соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими
обязательную курсовую профессиональной подготовку.
В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога,
социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации
работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования
детей с ОВЗ.
При необходимости в процесс реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА
Школа может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь
высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое)
образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или пройти курсы
переподготовки по соответствующей программе, и стаж педагогической работы не менее 2
лет.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками
физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их
пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также
позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
• наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом (1)
• наличие кабинета для логопедических занятий (2)
Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических
приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь,
джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во
время урока должен тьютор.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности,
наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
1.
Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня
содержания образования - достижение личностных, метапредметных, предметных результатов
АООП НОО.
2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического
развития (уровень жизненной компетенции обучающегося с НОДА).
3. Социальная адаптация обучающихся.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются в
программах обязательных коррекционно-развивающих курсов.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Учебный пла н АООП НОО
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют положениям
учебного плана ООП НОО. Во внеурочную деятельность включаются коррекционноразвивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме не менее 5 часов в
неделю на одного обучающегося (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
При реализации АООП НОО созданы специальные условия, обеспечивающие освоение
обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Специальные условия обеспечивают возможность:
- достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися с
НОДА;
- выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и
кружков,
и
через
использование
возможностей
образовательных
организаций
дополнительного образования;
- расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с НОДА, в том
числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;
- учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся с НОДА;
- участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в разработке АООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных
маршрутов обучающихся;
- эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП
НОО, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами
обучающихся с НОДА и их родителей (законных представителей), спецификой
образовательной организации;
- использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа, технических средств обучения и средств обучения,
соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся с НОДА;
- обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся с НОДА и
их родителей (законных представителей);
- эффективного управления образовательной организацией с использованием
информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся с НОДА при поддержке
педагогических работников.
2. Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику
ООП НОО школы.
Календарный план воспитательной
воспитательной работы ООП НОО школы.
работы соответствует
разделам плана
3.1. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Требования к кадровым условиям
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров
педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение
обучающегося с задержкой психического развития в системе школьного образования.
В штат специалистов МАОУ «Кондратовская средняя школа»» входят учителя
начальных классов, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учительдефектолог, медицинский работник.
Учителя, реализующие адаптированную основную общеобразовательную
программу задержкой психического развития, имеют высшее профессиональное
образование по направлению «Педагогическое образование».
Педагог-психолог, принимающий участие в реализации АООП имеет высшее
профессиональное образование по направлению
«Психолого-педагогическое
образование».
Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических
работников
Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного
кадрового потенциала МАОУ «Кондратовская средняя школа»» является обеспечение в
соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы
непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе
образования в целом.
Непрерывность профессионального развития работников обеспечивается
освоением ими дополнительных профессиональных программ по
профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года очно, посредством
электронного обучения, с применением дистанционных образовательных технологий в
образовательных учреждениях, имеющих
лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным образовательным программам.
Формами повышения квалификации являются:
- послевузовское обучение в высших учебных заведениях, в том числе в
магистратуре, на курсах повышения квалификации;
- участие в конференциях, обучающих семинарах и мастер-классах по отдельным
направлениям реализации адаптированной основной образовательной программы;
- дистанционное образование;
- участие в различных педагогических проектах;
- создание и публикация методических материалов и др.
Финансовые
условия
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы
Финансовое
обеспечение
государственных
гарантий
на
получение
обучающимися с задержкой психического развития общедоступного и бесплатного
образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется
на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП в соответствии со
Стандартом.
Финансовые условия реализации АООП должны:
1)
обеспечивать государственные гарантии прав обучающихся с с задержкой
психического развития на получение бесплатного общедоступного образования, включая
внеурочную деятельность;
2)
обеспечивать организации возможность исполнения требований
Стандарта;
3)
обеспечивать реализацию обязательной части АООП и части,
формируемой участниками образовательных отношений с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся;
4)
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
АООП и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации АООП осуществляется в объеме определяемых
органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов
обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и
бесплатного общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со
Стандартом:
специальными условиями получения образования (кадровыми, материальнотехническими);
расходами на оплату труда работников, реализующих АООП;
расходами на средства обучения и воспитания, коррекции (компенсации)
нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы,
оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе
расходами, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет»;
расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием
руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности.
Требования к материально-техническим условиям
Материально-технические условия реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы Состояние материально-технической базы и
содержание здания школы соответствует целям и задачам образовательного учреждения,
санитарным нормам и пожарной безопасности. Здание школы расположено на
благоустроенном участке. Ведется видеонаблюдение. По всему периметру здания школы
установлены пластиковые окна. Здание подключено к инженерным сетям - холодному и
горячему водоснабжению, канализации, отоплению. Особое внимание в школе уделяется
насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а
также освоению и использованию ИКТ. В школе созданы все необходимые материальнотехнические условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа имеет
необходимый набор помещений для изучения обязательных учебных дисциплин.
Обучающиеся 1 – 11 классов обучаются в учебных помещениях, закрепленных за
классом. Имеются 2 кабинета технологии, кабинет информатики, кабинет музыки,
спортзал. Так же в школе имеются: актовый зал, библиотека, библиотечноинформационный центр, 1 кабинет психолога, 1 кабинет логопеда, кабинет социального
педагога, медицинский кабинет. Школа имеет выход в интернет, электронную почту,
собственный сайт в сети Интернет. Доступ к сети интернет обеспечивается оператором
связи филиал «Урал» ОАО «Ростелеком». Качество доступа к Интернет (качество связи)
позволяет школе принимать участие в дистанционных мероприятиях, работать с
электронными программами. Для блокирования ресурсов, не имеющих отношения к
образовательным, используются средства контентной фильтрации. Организация питания
обучающихся контролируется школой. Услугами горячего питания пользуется 100%
детей. Обучающиеся по адаптированным программам и из многодетных
малообеспеченных семей обеспечиваются бесплатным питанием. Учебные кабинеты
оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами,
учебно-вспомогательными материалами и соответствуют требованиям для успешной
реализации теоретической и практической частей АООП. В учебной и внеурочной
деятельности используются традиционные и современные технические средства
обучения, оргтехника. Кабинеты обеспечены автоматизированными рабочими местами
педагога. АРМ педагога включает мобильный компьютер (ноутбук) с программным
обеспечением для работы с документами, почтой и интерактивное оборудование
(мультимедийный проектор, документ-камера, колонки, наушники и пр.). Компьютеры
установлены не только в учебных кабинетах, но и в библиотеке, в административных
кабинетах, актовом зале. В школе имеется в наличии полный комплект учебнометодической литературы. Все учебники входят в рекомендованный Министерством
образования и науки перечень учебников для образовательных организаций
ПРИЛОЖЕНИЯ
Цель
Своевременное
выявление
обучающихся с
ОВЗ для
создания
специальных
условий
получения
образования
План реализации программы коррекционной работы
Содержание деятельности
Формы и методы
работы
Диагностическое направление
Выявления обучающихся с
особыми
образовательными
Направление на ТПМПК
Стартовая
диагностика,
обследование
Подготовка
необходимой
документации
Мониторинг динамики
развития обучающихся,
успешности освоения
программы обучения
Анализ
результатов
деятельности
обучающихся,
успеваемости
Проектирование и
корректировка
коррекционных
мероприятий
Анализ
результатов
обследования
Сроки
Сентябрь
Приложение 1.
Ответственный
Специалисты
Сентябрь, май
и/или по
необходимости
Специалисты,
учителя,
ведущие
коррекционные
занятия,
Специалисты,
По итогам 1,2
полугодия в
учителя,
рамках шПМПк ведущие
коррекционные
По четвертям
занятия
Классный
Специалисты,
Сентябрь, май учителя
и/или по
необходимости
Коррекционно-развивающее направление
Организация
Составление программы
мероприятий,
сопровождения
способствующих обучающегося
медицинской
коррекции и
абелитации;
психологической Разработка групповых и
коррекции
индивидуальных
познавательных коррекционных программ
процессов,
(курсов коррекционноэмоциональных развивающей области) в
нарушений,
соответствии с особыми
социально образовательными
психологических потребностями
проявлений;
обучающихся
коррекции
Проведение
недостатков
индивидуальных и
устной речи,
групповых коррекционнокоррекция
развивающих занятий,
нарушений
необходимых для
чтения и письма, преодоления нарушений
освоению
развития и трудностей
базового
обучения
содержания
образования
Социальное
сопровождение
обучающегося в случае
неблагоприятных условий
жизни при
психотравмирующих
обстоятельствах
Программа
Сентябрь
сопровождения
(перечень курсов
коррекционноразвивающей
области)
Программы
Сентябрь
занятий
Непрерывность Выработка совместных
специального
обоснованных
сопровождения рекомендаций по
основным направлениям
работы с обучающимся,
единых для всех
участников
образовательных
отношений
Консультирование
специалистами педагогов
по решению проблем в
развитии и обучении,
поведении
и
межличностном
Ознакомление с Сентябрь и/или Специалисты,
рекомендациями по
учителя
по результатам необходимости
диагностики,
обследования
Занятия
Занятия,
наблюдение
Специалисты,
учителя
Специалисты,
учителя
В течение
Специалисты,
учебного года в учителя
соответствии с
учебным планом
(обязательные
курсы
коррекционно
развивающих
занятий)
Социальный
педагог
Консультативное направление
По запросам
В течение
учебного года
согласно
графику
консультаций
Специалисты,
учителя
2
Консультативная помощь
семье в вопросах семье в
вопросах решения
конкретных вопросов
воспитания и оказания
возможной помощи
обучающемуся в освоении
программы обучения
Разъяснительная
деятельности в
отношении
педагогов и
родителей
(законных
представителей)
В течение
Беседы с
родителями
учебного года
(законными
согласно
представителями графику
)
консультаций
обучающихся
Специалисты,
Приложение 2.
учителя
Информационно-просветительское направление
Рассмотрение вопросов,
Беседы,
связанных с особенностями тематические
образовательного процесса выступления на
и сопровождения
родительских
обучающихся с
собраниях,
ограниченными
возможностями здоровья; ШМО,
ПС, сайт,
индивидуально информационны
типологических
е
особенностей
стенды,
обучающихся с
печатные
ограниченными
возможностями здоровья материалы
Психологическое
Тематические
просвещение педагогов с выступления на
целью повышения их
ШМО, ПС,
психологической
информацио
компетентности
нные стенды,
сайт, печатные
материалы
Психологическое
Беседы,
просвещение родителей с тематические
целью формирования у них выступления на
элементарной психолого- родительских
педагогической
собраниях,
информационны
компетентности
е
25
В течение
Специалисты,
учебного года по учителя
запросам
В течение
Педагогучебного года по психолог
запросам
В течение
Педагогучебного года по психолог
запросам
26
26