PO o6pa3olaHr.n aAMrGncrpaqrr flepMcxoro MrllrqoarrbHom oxpyra MlqErmanbHoe aBroHoMsoe o6qeo6pa3orar€,r6Eo€ ) pexAesne (KoHApamrcxar cpenFr{ Exona)) (MAOY doHAparolcxar cpe,qM mono, ynpaueMe s.-.h) Icaaro@orc@E@ IIp@(@lG 1 o28 sry@2024 r YTIEEHbTfr IL'IAH no aaanrrpoBaflrfofi ocrroBHofi o6qeo6paSoBaTeJrBEoft nporpaMMe o6pa3oBaElc o6yqotoqnxcq c r€rKou yMcrBeqgofi orcra,'rogrE (IlllreJnercq/arEsBrMr iapFrreHnrM[), BapuaHT 1 sa 2024-2025 yqe6fl6rft roA 2024 r, Пояснительная записка Обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями). Учебный план разработан на основании следующих нормативно – правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утвержден приказом Минобрнауки России №1599 от 19.12.2014 г. 3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026); 4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 (с изменениями, утвержденными Приказом Министерства Просвещения РФ от 5 декабря 2022 г.№ 1063). 5. Постановление главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил 2.4 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрированы в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный номер 61573. 6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Учебный план МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ОВЗ реализует АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки для обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Цель реализации учебных планов варианта 1 образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) срок обучения определен по 1 варианту (9 лет) Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся у них особых образовательных потребностей и как наиболее оптимальный для получения общего образования и допрофессионально -трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации учащихся. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, установленными годовым учебным графиком МАОУ «Кондратовская средняя школа». На каждом этапе обучения в учебном плане представлены предметные области и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план определяет общие требования при разработке содержания образования, требования к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план для учащихся состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; • формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества. В обязательную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого цикла. Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему содержанию с учетом принципа преемственности начального и основного образования. Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями: Предметная область «Язык и речевая практика»: Предметная область «Математика»: Предметная область «Естествознание» Предметная область «Человек и общество» Предметная область «Искусство»: Предметная область «Физическая культура»: Предметная «Технология». Часть, формируемая участниками образовательных отношений обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося, а также индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано: для организации факультативных курсов: Краткосрочные курсы. Профессиональные пробы (7-9 класс)-1 ч. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (психокоррекционными, логопедическими и занятия с дефектологом,). коррекционные занятия с педагогом -дефектологом направлены на сенсорное и сенсомоторное развитие, готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков. На логопедических занятиях работа проводится по направлениям: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об окружающей действительности, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). В ходе психокорреционных занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено курсами: - «Развитие психомоторики и сенсорных процессов, развитие эмоционально волевой сферы, коммуникативных навыков. Профориентация», - «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи, коммуникативных навыков», - «Коррекционно-развивающая занятия с учителем-дефектологом» Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми группами обучающихся. Учитывая дефект каждого конкретного ребенка, направлены на его индивидуальное сопровождение, коррекцию и педагогическую поддержку. Основные направления работы: развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). Обучение имеет: • практическую направленность • коррекционная направленность является ведущей • учитывается воспитывающая роль обучения, формирование черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества • психолого-педагогическая поддержка обучающихся в образовательной деятельности. В целях сохранения физического и психического здоровья детей, повышения социально-психологической защищенности обучающихся, организации охранительного режима учебной деятельности вся образовательная деятельность строится на основе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В рамках индивидуализации обучения учащиеся во внеурочное время посещают внеклассные мероприятия, что позволяет сформировать коммуникативную культуру детей и социальные навыки, вызвать познавательный интерес, обеспечить удовлетворение образовательных потребностей подростков. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебным предметам сопровождается промежуточной аттестацией, проводимой в следующих формах: Формы промежуточной аттестации по итогам 2024-2025 учебного года Предмет Русский язык Математика 2 Диктант с граммат ическим заданием Контрол ьная работа 3 Диктант с граммат ическим заданием Контрол ьная работа Класс 4 5 Диктант Диктант с с граммати граммат ческим ическим заданием заданием Контрол Контрол ьная ьная работа работа 6 Диктант с граммат ическим заданием Контрол ьная работа 7 8 Диктант Диктант с с граммати граммат ческим ическим заданием заданием Контрол Контрол ьная ьная работа работа 9 Диктант с граммати ческим заданием Контрол ьная работа По остальным предметам учебного плана промежуточная аттестация будет заключаться в выставлении средней отметки по итогам учебного года, исходя из отметок по частям образовательной программы (за 4 учебные четверти). Недельный учебный план по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) 3 класс Предметные области Обязательная часть Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Физическая культура Учебные предметы Класс Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Ручной труд Технология ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область⃰ (коррекционные занятия и ритмика) Занятие с логопедом Занятие с психологом Занятие с учителем-дефектологом Итого: Направление внеурочной деятельности ( исключая коррекционно-развивающую область) Количество часов в неделю 3М2 Итого 3 4 2 4 1 3 4 2 4 1 1 1 1 1 3 3 1 20 2 1 20 2 2 22 2 22 3д 6 6 2 2 2 6 4 2 2 2 6 4 *Коррекционно-развивающая область. Занятия реализуются за счет часов внеурочной деятельности и не входит в максимально допустимую недельную нагрузку. Недельный учебный план по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) 5-9 классы Предметные области Учебные предметы Класс Обязательная часть Язык и речевая практика Русский язык Чтение (литературное чтение) Математика Математика Информатика Естествознание Природоведение Биология География Человек и общество Основы социальной жизни Мир истории История Отечества Искусство Музыка Рисование (изобразительное искусство) Физическая культура Адаптивная физическая культура Технология Профильный труд ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений Краткосрочные курсы. Профессиональные пробы Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область⃰ (коррекционные занятия и ритмика) Занятие с логопедом Занятие с психологом Занятие с учителемдефектологом Итого: Направление внеурочной деятельности ( исключая коррекционно-развивающую область) Количество часов в неделю Итого 5б 7де 8вджз 9бж 4 4 4 4 4 4 4 4 16 16 4 2 2 4 2 2 2 3 1 2 2 2 3 1 2 2 2 14 2 4 4 6 8 1 2 2 - 2 - 2 - 2 4 1 2 2 2 2 2 8 6 27 6 28 - 7 28 1 7 28 1 26 111 2 27 28 1 29 1 29 2 113 5б 6 7де 6 8вджз 5 9бж 5 24 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 7 10 8 6 4 6 4 5 5 5 5 24 16 *Коррекционно-развивающая область. Занятия реализуются за счет часов внеурочной деятельности и не входит в максимально допустимую недельную нагрузку.