МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Аннотации к рабочим программам
по предметам учебного плана АООП обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
2024-2025 учебный год
Рабочие программы по предметам разработаны на основе Адаптированной основной
общеобразовательной обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МАОУ «Кондратовская средняя школа» в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программ — создание условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Задачи:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в
соответствии с принятыми
в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно
полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию
художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и др. соревнований;
Рабочие программы адаптированы для обучающихся с умственной отсталостью с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
- Букварь. 1 класс. В 2 частях. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.
- 2 класс - Русский язык. Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова.
- 3 класс – Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык (в 2 частях).
- 4 класс - Якубовская Э.В., Коршунова Я.В., Русский язык (в 2 частях).
Изучение учебного предмета «Русский язык» направлено на достижение цели: создать
условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике; формирование и
совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого
общения.
Задачи:
вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
развивать у учащихся устную и письменную речь;
формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции
мышления, их умственному и речевому развитию.
воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и
речи.Коррекционные задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение
на этойоснове языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
развитие коммуникативно-речевых навыков;
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации
длярешения практико-ориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На предмет «Русский язык» учебным планом обучения учащихся с интеллектуальными
нарушениями (Вариант 1) выделяется:
1 класс - 99 ч. (3 ч в неделю, 33 учебные недели
2 класс - 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели),
3 класс - 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели),
4 класс - 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ»
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
- Аксенова А.К., Комарова
С.В., Шишкова
М.И. Букварь (для
обучающихся
синтеллектуальными нарушениями) (в 2 частях) – 1 класс;
- Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М. и др. Чтение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях) - 2 класс;
- Ильина С.Ю., Богданова А.А., Чтение
(для обучающихся
с
интеллектуальныминарушениями) (в 2 частях) – 3 класс;
- Ильина С.Ю. Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2
частях) – 4 класс.
Изучение учебного предмета «Чтение» направлено на достижение цели: формирование у
обучающихся с интеллектуальными нарушениями коммуникативно–речевых умений,
способствующее их адаптации в современном обществе, коррекция недостатков речевого
опытаобучающихся.
Задачи:
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса
к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской
литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития
познавательныхинтересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На предмет «Чтение» учебным планом обучения учащихся с интеллектуальными
нарушениями (Вариант 1) выделяется:
1 класс - 132 ч. (4 ч в неделю, 33 учебные недели)
2 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
3 класс – 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
4 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Рабочая программа реализуется с помощью УМК: Комарова С.В. Речевая практика (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы.
Изучение учебного предмета «Речевая практика» направлено на достижение цели:
развитие речевой коммуникации, обогащение языковой базы обучающегося с нарушениями
интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех
составляющихречевой акт компонентов;
Помочь обучающимся, воспитанникам ускорить и обобщить имеющийся у них речевой
опыт. Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп,
ритм,дикция, интонация, выразительность;
Способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся, воспитанников,
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний
обучающихся,воспитанников;
Учить строить устные связные высказывания;
Воспитывать культуру речевого общения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности обучающихся, воспитанников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
совершенствование связной речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На предмет «Речевая практика» учебным планом обучения учащихся с интеллектуальными
нарушениями (Вариант 1) выделяется:
1 класс - 66 ч. (2 ч в неделю, 33 учебные недели),
2 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
3 класс – 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
4 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА»
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
- Алышева Т. В. Математика. 1-3 классы.
- Алышева Т.В., Яковлева И.М. Математика». 4 класс.
Изучение учебного предмета «Математика» направлено на достижение цели: совершенствование
процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
формировать доступные обучающимся математические знания,
умения,
практически применять полученные знания в повседневной жизни, при изучении других
предметов;
обучать
умению видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности;
развивать и корректировать недостатки познавательной деятельности, личностных
качеств учащихся средствами математики с учѐтом индивидуальных возможностей каждого
ребѐнка;
воспитывать у школьников целеустремлѐнность, трудолюбие, самостоятельность,
навыки контроля и самоконтроля, аккуратность.
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится
к обязательной части учебного плана образования учащихся с интеллектуальными
нарушениями (Вариант 1).
На предмет «Математика» учебным планом обучения учащихся с интеллектуальными
нарушениями (Вариант 1) выделяется:
1 класс - 99 ч. (3 ч в неделю, 33 учебные недели),
2 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
3 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
4 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Рабочая программа реализуется с помощью УМК: Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова
М.А. и др. Мир природы и человека (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в
2 частях) 1-4 классы.
Изучение учебного предмета «Мир природы и человека» направлено на достижение цели:
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Формирование основы для изучения в дальнейшем предметов «Естествознание» и
«География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые
знания обосновных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления
овзаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания,использовать в речи итоги наблюдений;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека,
научитьучащихся бережному отношению к природе.
Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область
«Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На предмет «Мир природы и человека» учебным планом обучения учащихся с
интеллектуальными нарушениями (Вариант 1) выделяется:
1 класс - 66 ч. (2 ч в неделю, 33 учебные недели),
2 класс - 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели),
3 класс – 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели),
4 класс – 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
Рабочая программа реализуется с помощью УМК Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В.
Музыка. 1-4 классы.
«Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных
знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных
способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
— накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями).
— приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов,
самостоятельной музыкальной деятельности и др.
— развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкально деятельности.
— формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
— развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью
используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Содержание учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими
видами
музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной
грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного
материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов
музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения,
вокальных упражнений.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Рабочая программа реализуется с помощью УМК: Рау М.Ю., Зыкова М.А.
Изобразительное искусство (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 1-4
классы.
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на достижение
цели: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим
ценностям, овладениенациональным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем
систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия
формы,конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения
сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность
выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную
координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических
действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать
навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-
прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое
отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной
деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На предмет «Искусство» учебным планом обучения учащихся с интеллектуальными
нарушениями (Вариант 1) выделяется:
1 класс - 33 ч. (1 ч в неделю, 33 учебные
недели),
2 класс - 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели),
3 класс – 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели),
4 класс - 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Физическая культура является составной частью образовательного процесса
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает
образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные
задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в
тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает
одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни,
производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует
социальной интеграции школьников в общество.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического
развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным
и
физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
— коррекция нарушений физического развития;
— формирование двигательных умений и навыков;
— развитие двигательных способностей в процессе обучения;
— укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
— формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении
физических упражнений;
— формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни;
— поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
— формирование познавательных интересов, сообщение доступных
теоретических сведений по физической культуре;
— воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
— воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости,
смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
— обогащение чувственного опыта;
— коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
— формирование навыков общения, предметно-практической
и
познавательной деятельности.
Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре»,
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает
некоторые теоретические сведения и материал для
практической
подготовки
обучающихся.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУЧНОЙ ТРУД»
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
- Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) – 1 класс;
- Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) – 2 класс;
- Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) – 3 класс;
- Кузнецова
Л.А., Симукова Я.С. Технология. Ручной труд
(для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – 4 класс.
Изучение учебного предмета «Ручной труд» направлено на достижение цели:
всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и
подготовки его к последующемупрофильному обучению в старших классах.
Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих
способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.
Задачи:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нѐм человека.
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях вмире вещей.
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
формирование практических умений и навыков использования различных материалов
впредметно-преобразующей деятельности.
формирование интереса к разнообразным видам труда.
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения,мышления, речи).
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью).
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источникамиинформации.
формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Основные направления коррекционной работы:
коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы,
последовательномизготовлении изделия;
коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразноготрудового материала.
Учебный предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технологии» и относится
к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
На предмет «Ручной труд» учебным планом обучения учащихся с интеллектуальными
нарушениями (Вариант 1) выделяется:
1 класс - 66 ч. (2 ч в неделю, 33 учебные
недели),
2 класс - 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели),
3 класс – 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели),
4класс - 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
коррекционного курса «Ритмика»
Цель – формирование разносторонне физически и творчески развитой личности,
готовой к активной реализации
своих способностей. Развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
- развитие умения слушать музыку;
- выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с
речевым сопровождением и пением;
- развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой
мотрики, пространственной ориентировки;
- привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности;
- овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах
(ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);
- усвоение основ специальных знаний из области сценического движения
(пластический тренинг, музыкально- ритмические рисунки, импровизации);
- овладение различными
формами
движения:
выполнение
с музыкальным
сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;
- формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих
развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости
и точности движений;
- развитие мышления, творческого воображения и памяти;
- эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника.
Курс «Ритмика» носит коррекционно-развивающий характер и направлено на
преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на
восстановление, формирование и развитие двигательных функций воспитанников.
Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов и приемов
обучения и воспитания.
Специальные коррекционные задачи в значительной степени определяют содержание
обучения.
Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы
учащихся, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:
- коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного
тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки,
формирование и развитие мышечной памяти;развитие умения согласовывать движения
частей тела во времени и пространстве;
- развитие мелкой моторики;
- развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;
- развитие внимания;
- формирование положительной мотивации.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике,
способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков
физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально- волевой сферы,
воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности,
коллективизма), эстетическому воспитанию.
Аннотация к рабочей программе по русскому языку
Классы — 5-9
Рабочая программа реализуется с помощью УМК - учебник «Русский язык», под
редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В, Якубовской (5, 6, 7, 8, 9 кл)
Цели курса: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
— расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
— ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
— использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
— совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
— развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
— развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» рассчитана:
- в 5 классе – 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- в 6 классе – 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- в 7 классе – 136 ч. (4 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 8 классе – 136 ч. (4 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 9 классе – 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 6 8 0 ч.
1.
2.
3.
4.
5.
Аннотация к рабочей программе «Чтение»
Классы — 5-9
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
Малышева З.Ф. Чтение. 5 кл.
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. 6 класс.
Аксенова А.К. Чтение. 7 кл.
Малышева З.Ф. Чтение. 8 кл.
Аксенова А.К., Шишкова
М.И. Чтение. 9 кл.
Основные цели изучения данного предмета: развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
совершенствование
навыка
полноценного
чтения как
основы
пониманияхудожественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
-
развитие положительных качеств и свойств личности.
- Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» рассчитана:
- - в 5 классе – 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- - в 6 классе – 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- - в 7 классе – 136 ч. (4 ч неделю, 34 учебные недели)
- - в 8 классе – 136 ч. (4 ч неделю, 34 учебные недели)
- - в 9 классе – 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели)
- Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 6 4 6 ч.
Аннотация к рабочей программе по математике
Классы — 5-9
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
Капустина Г. М., Перова М.Н. Математика 5 класс.
Капустина Г. М., Перова М.Н. Математика 6 класс.
Т. В. Алышева. Математика 7 класс.
В. В. Эк. Математика 8 класс.
Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика 9 класс.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается
интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и
творчеству.
Обучение математике в коррекционной школе носит предметно-практический характер,
тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с
другими учебными дисциплинами.
Цель преподавания математики в коррекционной школе состоит в том, чтобы дать учащимся
такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые
помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
-через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся
коррекционных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки
их познавательной деятельности и личностных качеств;
-развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
-воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и
самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и
доводить начатое дело до завершения.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» рассчитана:
- в 5 классе – 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- в 6 классе – 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- в 7 классе – 102 ч. (3 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 8 классе – 102 ч. (3 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 9 классе – 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 6 1 2 ч.
Аннотация к рабочей программе по информатике
Классы — 7-8 класс
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
1. «Информатика: Учебник для 5 класса» под редакцией Л.Л.Босовой.
2. «Информатика: Учебник для 6 класса», под редакцией Л.Л.Босовой.
3. Компьютерные программы и видео уроки с сайта http://videouroki.net
4. «Электронный учебник по информатике» для 5-7 классов.
.
В соответствии с требованиями к организации обучения детей с нарушениями
интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены
принципы коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения
знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема
изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Концентризм
программы создает условия для постоянного повторения раннее усвоенного материала.
Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом. Затем нарабатываются
навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и
усложнения тренинга. С учетом возрастных и психофизических особенностей, учащихся в
программе выделяются две ступени обучения:
1. Подготовительно-ознакомительная – 7 класс.
2. Основная – 8 классы.
Основная цель курса
Ознакомление учащихся с умственной отсталостью с компьютерными ресурсами и
овладение техникой их практического применения.
Общие задачи курса
1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему
знаний о компьютерных ресурсах.
2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и
коммуникационных технологий.
3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о
компьютерных технологиях и способах их практического применения.
4. Повышать адаптивные возможности учащихся со сниженным интеллектом, их
социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Специальные задачи
Обучение по программе «Информатика» направлено на коррекцию недостатков
мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:
- активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза,
обобщения, классификации);
- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и
отношения между объектами;
- обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;
- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и
понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных
процессов и компьютерных ресурсов.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» рассчитана:
- в 7 классе – 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели)
- в 8 классе – 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели)
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 6 8 ч.
Аннотация к рабочей программе по п р и р о д о в е д е н и ю
Классы — 5-6 класс
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. 5, 6 классы.
Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса
к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к
природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями
интеллекта.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» определяет следующие
задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде,
воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и
животных, а также об организме человека и его здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер,
туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» рассчитана:
- в 5 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 6 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 1 3 6 ч.
Аннотация к рабочей программе по биологии
Классы — 7-9 класс
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
Клепинина З.А., Никишов А.И., Теремов А.В., Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология.
7, 8, 9 классы.
Биология как учебный предмет включает разделы: «Растения, грибы, бактерии» (7
класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных
умственно отсталым школьникам, об окружающем мире, о живой и неживой природе, об
организме человека и охране его здоровья.
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические
сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Задачи:
- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воле, воздухе,
полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и
животных, а также об организме человека и его здоровье);
- формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег,
ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей
природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов,
животных и людей), бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений
(комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными,
которых можно содержать дома и в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» рассчитана:
- в 7 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 8 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 9 классе – 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 2 0 4 ч.
Аннотация к рабочей программе по географии
Классы — 6-9 класс
Рабочая программа реализуется с помощью УМК Т.Г.Лифановой, Е.Н.Соломиной
«География», 6-9 классы.
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом
природоведения в 5-6 классах, в ходе которого изучались основные знания о неживой
природе; формировались представление о мире, который окружает человека.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и
экологического воспитания учащихся.
Задачи коррекционной работы:
1. Выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах
сверстников и с взрослыми людьми.
2. Воспитание у этих детей правильного отношения и способности к обучению,
положительной реакции на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной
активности улучшит освоение не только школьной программы, но и сделает более
эффективным приобретение умений, необходимых для приспособления к жизни.
3. Формирование адекватной самооценки вызовет у ребенка больше доверия к
себе, уменьшит его страх перед любой активностью и облегчит ее выполнение. Для
формирования самооценки ребенка (подростка) необходимо проводить упражнения и
вырабатывать у него в процессе любой деятельности соответствующую реакцию на успех и
неуспех, поощрять доверием, так как оно может стать дополнительным стимулом
познавательной активности.
4. Тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой
чувствительности, слуха, зрения и других чувств, с тем чтобы развивать более
дифференцированное и активное восприятие окружающего мира.
5. Совершенствование грубой и особенно тонкой моторики, пространственной
оценки движений не только расширят возможности перемещения и знакомства с окружающим
миром, участия в подвижных занятиях и играх, но и улучшат формирование речи и
мышления.
Рабочая программа по учебному предмету «География» рассчитана:
- в 6 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 7 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 8 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 9 классе – 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 2 7 2 ч.
Аннотация к рабочей программе по основам социальной жизни
Классы — 5-9 класс
Рабочая программа реализуется с помощью УМК Комарова С.В., Александрова Е.Л.
Основы социальной жизни : 5-9 классы
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек
и общество» и является обязательной частью учебного плана.
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в
ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с
ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование
необходимых умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с
использованием деловых бумаг);
развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» рассчитана:
- в 5 классе – 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- в 6 классе – 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- в 7 классе – 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- в 8 классе – 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- в 9 классе – 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели)
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 340 ч.
Аннотация к рабочей программе по истории
Классы — 6-9 класс
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
1. Бгажнокова И.М,. Смирнова Л.В. Мир истории, 6 класс.
2. Бгажнокова И.М, Смирнова Л.В., Карелина И.В. История Отечества.7,8,9 классы.
Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в
достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.
Цель обучения истории – формирование у обучающихся способности изучать
разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого
необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными
возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их
самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества,
роли России как активного участника и творца всемирной истории;
помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности,
патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической
информации.
Рабочая программа по учебному предмету рассчитана:
- в 6 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 7 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 8 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 9 классе – 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 2 7 2 ч.
Аннотация к рабочей программе по обществознанию
Класс — 9 класс
Цель: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению
предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и
интересов учащихся.
В процессе учебы будут решаться следующие задачи:
Познакомить учащихся с понятием «общество», «природа». «коллектив», «личность».
Почувствовать себя частью общества и его будущим
Научит выявлять отличительные черты характера.
Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного
отношения к себе.
Привить любовь к Родине.
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 34 ч. (1 час в неделю).
Аннотация к рабочей программе по ИЗО
5 класс
Рабочая программа реализуется с помощью УМК Рау, М.Ю., Зыкова М.А.
Изобразительное искусство. 5 класс.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение
искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и
пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на
основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся
явлениям русской и зарубежной культуры.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной
адаптации в условиях современного общества.
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы
как линии развития личности ученика средствами предмета:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при
решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания
окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном
отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической
деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка;
улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного
материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
моторики рук, образного мышления
Задачи курса в 5 классе, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка;
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и
умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для
изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической
деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего
развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и
потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;
оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного
и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 34 ч. (1 ч. в неделю)
Аннотация к рабочей программе по музыке
5 класс
Рабочая программа реализуется с помощью УМК Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В.
Музыка. 5 класс.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры;
воспитание деятельно-практического отношения к музыке, способствующего развитию
школьника и адаптации его в обществе.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного
опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными
исполнительскими умениями).
—
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки,
посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
—
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности.
—
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
—
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 34 ч. (1 ч. в неделю)
Аннотация к рабочей программе по а д а п т и в н о й физической культуре
Классы — 5-9 класс
Целью физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
является содействие всестороннему развитию личности школьника.
Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
• укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
• формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков,
таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
• коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание
культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической
работоспособности на достигнутом уровне;
• формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале
физической культуры и спорта;
• воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения
преодолевать трудности;
• содействие военно-патриотической подготовке.
Коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование физического воспитания в системе специального образования
имеет в основе следующие целевые установки:
Пути развития умственных способностей учащихся средствами физической культуры:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивной физической культуре» рассчитана:
- в 5 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 6 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 7 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 8 классе – 68 ч. (2 ч неделю, 34 учебные недели)
- в 9 классе – 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 3 4 0 ч.
Аннотация к рабочей программе по п р о ф и л ь н о м у т р у д у
Классы — 5-9 класс
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.Технология. Швейное дело. 5, 6, 7, 8, 9 классы.
Васенков Г.В., Русанова Л.С., Русанов В.М. Технология. Дерево и металлообработка. 5 9 классы.
Предмет «Профильный труд» для детей с легкой умственной отсталостью направлен на
формирование общей культуры, формирование необходимых для самореализации и жизни в
обществе практических представлений, умений и навыков, а, в конечном счёте, – их
социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни.
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениям) среднего возраста в процессе формирования их трудовой
культуры
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
− обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка
обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту
жительства;
− расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов
к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение
первоначальной профильной трудовой подготовки;
− формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание
своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях
школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями
и состоянием здоровья обучающихся;
− формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании
трудовой деятельности;
− совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов
в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических
умений;
− развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающей
целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивной физической культуре»
рассчитана:
− - в 5 классе – 204 ч. (6 ч неделю, 34 учебные недели)
− - в 6 классе – 204 ч. (6 ч неделю, 34 учебные недели)
− - в 7 классе – 238 ч. (7 ч неделю, 34 учебные недели)
− - в 8 классе – 238 ч. (7 ч неделю, 34 учебные недели)
− - в 9 классе – 340 ч. (10 ч в неделю, 34 учебные недели)
Количество часов за нормативный срок освоения предмета — 1 2 2 4 ч.