P(D
Yupaelenue o6pa":oBanur aAMr4HrrcrpaI1vu lleprvrcroro MyHrIqkIrI€LIIbHoro oKpyra
Mynuquu€urbHoe aBToHoMHoe o6qeo6p asoaareJlbHoe frpenqeHl4e
<
(MAOy <)
flpun.aro Ha 3aceAaHI4I,I
lle.qaror[qecKof o coBera
flpororon Ns _l_ or 28 aBrycra 2025 r.
ffiffi
)TqEEHbIfr TITAH
ro
aAarrrrrpoBaHHofi ocHoBHofi o6ueooparonareJrbHofi rlpofpaMMe
o6pasO n anrlrfl, o 6yuaronluxcfl C H apyil eHIIeM IIHTeJIJIeKTa
(napuant L)
Ha 2025-2026 yqe6Hblfi roA
2025
r.
Пояснительная записка
Обучение обучающихся с нарушением интеллекта, (вариант 1) осуществляется по
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
нарушением интеллекта.
Учебный план разработан на основании следующих нормативно – правовых
документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с нарушением интеллекта. Утвержден приказом Минобрнауки России №1599 от 19.12.2014
г., с изменениями от 17 июля 2024 г. № 495;
3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации", с изменениями от 04.08.2023 № 479-ФЗ
4. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с нарушением интеллекта (утверждена приказом Министерства Просвещения
РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026);
5. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования утвержден Приказом Министерства
просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 (с изменениями, утвержденными Приказом
Министерства Просвещения РФ от 5 декабря 2022 г.№ 1063).
6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской федерации
от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил 2.4 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (зарегистрированы в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный номер 61573.
7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания".
Учебный план МАОУ «Кондратовская средняя школа» для обучающихся с ОВЗ
реализует АООП для обучающихся с нарушением интеллекта, фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки для обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
Цель реализации учебных планов варианта 1 образования обучающихся с нарушением
интеллекта — создание условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с нарушением
интеллекта срок обучения определен по 1 варианту (9 лет) Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением
интеллекта, с учетом особенностей психофизического развития обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся у них особых
образовательных потребностей и как наиболее оптимальный для получения общего
образования и допрофессионально -трудовой подготовки, необходимых для социальной
адаптации и реабилитации учащихся.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в
соответствии со сроками, установленными годовым учебным графиком МАОУ
«Кондратовская средняя школа».
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году.
В учебном плане представлены семь предметных области и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план определяет общие требования при разработке содержания образования,
требования к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в
качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план для учащихся состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения. Отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного образования обучающихся с нарушением интеллекта:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим,
учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и
всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами
общества. В обязательную часть включены образовательные области и соответствующие им
учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной
деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В этой части особое внимание
уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ
математики, предметов из естествоведческого цикла. Каждая образовательная область
учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему
содержанию с учетом принципа преемственности начального и основного образования.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными
областями:
Предметная область «Язык и речевая практика»:
Предметная область «Математика»:
Предметная область «Естествознание»
Предметная область «Человек и общество»
Предметная область «Искусство»:
Предметная область «Физическая культура»:
Предметная «Технология».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося, а также индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся использовано: для организации факультативных курсов:
Краткосрочные курсы. Профессиональные пробы (7-9 класс) -1 ч.
Частью учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционноразвивающую область и другие направления внеурочной деятельности.
Исходя из психофизических особенностей обучающихся, на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии, выбор и содержание коррекционноразвивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями. Всего на
коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов
внеурочной деятельности.
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с нарушением интеллекта по учебным предметам сопровождается
промежуточной аттестацией, проводимой в следующих формах:
Формы промежуточной аттестации по итогам 2025-2026 учебного года
Предмет
2 класс
3
класс
4
5
6
7
класс
класс
класс
класс
Диктант с грамматическим заданием
8
класс
9
класс
Русский
язык
Контрольная работа
Математика
По остальным предметам учебного плана промежуточная аттестация будет заключаться в
выставлении средней отметки по итогам учебного года, исходя из отметок по частям
образовательной программы (за 4 учебные четверти).
Учебные планы представлены ниже
Недельный учебный план
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с нарушением интеллекта, (вариант 1)
6, 8-9 классы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кондратовская средняя школа»
Предметные области
Язык и речевая практика
Учебные предметы
Класс
Обязательная часть
Русский язык
Чтение (литературное
чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социальной
жизни
Мир истории
История Отечества
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная
физическая культура
Труд (технология)
Количество часов в
неделю
6б
8аде
9вдгжз
Итого
4
4
4
4
4
4
12
12
4
2
2
2
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
10
2
2
4
6
6
2
-
2
-
2
-
2
4
-
2
2
2
6
6
7
7
28
29
29
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Итого недельная нагрузка
28
29
29
Максимально допустимая годовая нагрузка
28
30
30
(при 5-дневной учебной неделе)
20
86
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство
Физическая культура
Технология
Итого
Коррекционно-развивающая область
Занятие с логопедом
Занятие с психологом
Занятие с педагогом-дефектологом
Итого недельная нагрузка:
Направление внеурочной деятельности
( исключая коррекционно-развивающую область)
6
2
2
2
6
4
5
2
2
1
5
4
5
2
2
1
5
5
86
86
16
6
6
6
16
12
*Коррекционно-развивающая область.
Занятия реализуются за счет часов внеурочной деятельности и не входит в максимально
допустимую недельную нагрузку.
Недельный учебный план
по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающегося с нарушением интеллекта с тяжёлыми множественными
нарушениями развития (вариант 2) (Степан П.)
1-4 классы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кондратовская средняя школа»,
Хохловский филиал
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Класс 1 доп.
Обязательная часть
Речь и альтернативная
3
коммуникация
Математические представления
2
Окружающий природный мир
2
1
2
3
4
Итого
3
3
2
2
13
2
2
2
2
2
2
2
2
10
10
Человек
2
2
2
2
2
10
Домоводство
-
-
-
1
1
2
Окружающий социальный мир
1
1
1
1
1
5
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
Физическая культура
2
2
2
2
2
Технология
Итого
17
17
17
17
17
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
6
Наименование учебного курса
4
4
6
6
Речь и альтернативная коммуникация
1
Математические представления
2
Домоводство
2
Окружающий социальный мир
1
Итого недельная нагрузка
…
...
...
...
23
Максимально допустимая годовая нагрузка
21
21
23
23
23
(при 5-дневной учебной неделе)
План внеурочной деятельности (недельный)
10
15
10
85
Язык и речевая
практика
Математика
Окружающий мир
Искусство
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Адаптивная физическая культура
Труд (технология)
Учебные курсы
1 доп.
Коррекционно-развивающая область
Сенсорное развитие
Предметно-практические действия
Двигательное развитие
Альтернативная коммуникация
Итого недельная нагрузка:
6
2
1
1
2
10
0
26
1
2
2
1
….
111
Количество часов в неделю
1
2
3
4
Итого
6
2
1
1
2
10
6
2
1
1
2
10
6
2
1
1
2
10
6
2
1
1
2
10
30
10
5
4
10
….
Недельный учебный план
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с нарушением интеллекта, (вариант 1)
5-9 классы (Женя Р.,Дима Ш.)(Миша П.)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кондратовская средняя школа»,
Хохловский филиал
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Класс
5
6
7
8
Обязательная часть
Язык и речевая
Русский язык
4
4
4
4
практика
Чтение (литературное чтение)
4
4
4
4
Математика
Математика
4
4
3
3
Информатика
1
1
Естествознание
Природоведение
2
2
Биология
2
2
География
2
2
2
Человек и общество
Основы социальной жизни
2
2
2
2
Мир истории
2
История Отечества
2
2
Искусство
Музыка
1
Рисование (изобразительное
2
искусство)
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
2
2
2
2
Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
Итого
27
28
29
29
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
2
2
1
1
ОБ иЗР
1
1
Модуль по физической культуре
1
1
1
1
Итого недельная нагрузка
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
План внеурочной деятельности (недельный)
27
29
28
30
Учебные курсы
Разговоры о важном
Функциональная грамотность
«Россия – мои горизонты»
«Мир профессий — мой путь к успеху!»
Коррекционно-развивающая область
Занятие с логопедом
Занятие с психологом
Занятие с педагогом-дефектологом
Итого недельная нагрузка:
5
1
1
2
6
2
2
2
10
29
30
29
30
Итого
9
4
4
3
1
2
2
2
2
-
20
20
17
3
4
6
8
10
2
6
1
2
2
7
29
6
20
142
1
0,5
0,5
7
2,5
4,5
29
30
86
149
Количество часов в неделю
6
7
8
9
Итого
1
1
1
1
5
1
1
1
1
5
1
1
1
1
4
1
1
2
3
3
4
4
16
6
5
5
15
2
2
2
9
2
2
2
10
2
1
1
6
10
10
10
50